Тут нада чота умное напейсать! Шоб сказал, как отрезал! Но чота ничо не приходит вголову, сцуко (( :D
День 00. Пятница, 10 июля 2015День 00. Пятница, 10 июля 2015
При сборе вещей было принято эпохальное решение не брать с собой комплект книжек по яхтенной теории. Всё равно мы их там не читаем. Взял "Всё о парусах" Иоахима Шульта - ни разу не заглянул, не до этого было. Не взяли и Имраевскую лоцию по Адриатике - большая, тяжёлая и не от Рода Хейкеля. Не взяли яхтенный бинокль - всё равно в него никогда не смотрим, штатного вполне хватает - ходим днём и в хорошую погоду. Думал взять электрический чайник, но не стал - нас трое всего, и на газу подогреем. Взял несколько блочков и карабинчиков, маленький фонарик, мультитул. Ещё противокоралловые тапочки - в Хорватии это просто мастхэв и прибамбасы для виндсерфинга - лайкру, неопреновые штаны - вычитал, что в Боле есть станция проката, собрался туда заглянуть и приобщиться.
В Примоштен и марину Кремик можно добраться из Сплита или Задра (хорваты именно так говорят, да!). На Задар рейсов вообще не было, а на Сплит был рейс с не очень удобным временем прибытия около пяти вечера плюс ещё до Примоштена ехать часа два минимум, соответственно, к двум дня в субботу мы никак не попадали, и приёмка яхты переносилась на следующий день. Это нас не устраивало. Полгода мы ждали, когда появится больше рейсов, но они всё не появлялись, поэтому мы решили прилететь в Сплит в пятницу вечером, а в субботу с утра приехать в Примоштен на приёмку. После коротких переговоров на работе всё было улажено, билеты куплены, апартаменты на одну ночь около аэропорта забронированы через booking.com, и, что очень удобно, отель предоставлял бесплатный трансфер от аэропорта. Как выяснилось, не зря, потому что никакой это был не отель, а обычный частный дом с садом, без всяких вывесок, и найти его простому таксисту было бы сложно. Водитель тут же поинтересовался, куда мы собираемся двигать потом. Узнав, что в Примоштен, предложил отвезти за 60 евро. У нас уже был заранее заказан трансфер за те же 60 евро, поэтому мы отказались.
На первом этаже хозяева живут сами, а второй сдают постояльцам за 70 евросов в сутки. Пожалуй, это были самые шикарные апарты из всех трёх, где мы успели пожить в Хорватии, причём цена за сутки у них у всех одинакова. Думаю, это объясняется расположением. Другие апарты были в городах - Макарской и Дубровнике, а эти около Каштелы, но не в самой Каштеле, а чуть в стороне. Но мы отвлеклись.
От основной дороги отходила второстепенная улица, точнее, заезд, с которого уже можно было свернуть на их участок. На основной дороге нам показали супермаркет, в который мы сходили и закупились жратвой на завтрак. Теперь предстояло решить проблему с ужином, а уже стемнело.
- Вы можете поужинать в городе, - сказала нам хозяйка, - туда можно дойти по побережью. Я покажу вам дорогу на пляж.
И повела нас какими-то козьими тропами по чужим фазендам через калитки. Мы вышли на грунтовую дорогу, которая шла к морю. С обеих сторон заборы чужих фазенд. Не промахнёшься. Мы вышли на типичный хорватский пляж - большие камни в воде и на берегу. В воде в темноте плескались привязанные моторки.
- Вон там наша, - хозяйка неопределённо ткнула в сторону рукой
- Рыбачите, что ли? - спрашиваю
- Нет, так, поездки выходного дня, искупаться, поплавать. Вот, идёте по этой дороге, там уже будет город и в нём хорошая коноба "...", рекомендую! (название забыл)
Мы пошли по грунтовке вдоль берега, через какое-то время дошли до цивилизации, нашли эту конобу. В ней было полно народу, но цены нам показались высоковаты, поэтому мы пошли в другую - у самой воды. Лёгкий ужин на двоих обошёлся в 297кун=2560р. Погуляли ещё по городу, осмотрели маяк и причал, после чего пришло время возвращаться обратно. Тут-то и началось самое интересное. Грунтовую дорогу мы нашли, но в какую калитку ломиться, в упор не помнили, а они все были закрыты. Пришлось вернуться обратно на пляж и прорываться к автодороге. Мы нашли незаселённый участок - какие-то кусты, сквозь которые шла тропинка. Она вывела нас к ещё одной грунтовке, на которой мы увидели отъезжающую машину. За ней! - сказала подруга - она наверняка едет к дороге! Через некоторое время мы и правда вышли к асфальтированной дороге, свернули на неё и пошли в ту сторону, где по нашим представлениям должны были быть апарты. Вскоре мы увидели знакомый супермаркет и через несколько минут были дома. В душ и спать, на сегодня приключений хватит.
День нулевой. Суббота, 11 июля 2015День нулевой. Суббота, 11 июля 2015
Встали, позавтракали, собрались и стали ждать трансфер до Примоштена за 60 евро. Пока ждали, зафоткали апарты. Моё внимание привлекла ваза на полу с двумя пучками травы. Я думал, хозяйка срезала траву со своего участка и сделала типа букет. Но когда я глянул внутрь вазы, оказалось, что пучки обёрнуты этикеткой "landscape чо-то там такое" - то есть, куплены в магазине ландшафтного дизайна. Во как - между прочим, люди о дизайне задумываются!

Водитель приехал не сразу. А когда приехал стал сетовать, что двадцать минут от тут колесил вокруг, искал этот отель, а тут ни вывески, ничего. Это был таксист, который дежурит в марине. Он нас потом ещё несколько раз подвозил. Навигаторы они не используют в принципе, позвонить нам тоже почему-то не догадался. Мы ему сказали, что надо забрать нашего друга в Трогире, всё равно это по дороге. Не вопрос, говорит он, +10 евро.
Тимур прилетел ещё в среду, потому что билеты на среду были значительно дешевле, и остановился на три дня в Трогире, отель "Jadran". Когда мы его подобрали, он радостно стал рассказывать нам, что номер в отеле был похож на каморку. Пляжи в Трогире тоже что-то с чем-то! Кусок скалы и с неё заход в воду. Ежей тут полно, и на одного он уже наступил! Ну, не совсем наступил, скорее коснулся, тем не менее, ёж оставил в его ноге частицы себя и вчера он их извлекал. За этими разговорами мы приехали в марину Кремик.
При заказе лодки её место дислокации значилось как "Примоштен", и я думал, что марина Кремик расположена прямо в Примоштене. Оказалось, рядом с Примоштеном. Всего несколько минут на машине, но всё равно надо ехать. Это меня несколько озадачило - щас примем лодку и что тут делать? По идее - отваливать, но подруга была явно не настроена выходить сегодня, да и я как-то уже нацелился сразу на Хвар, а на него уже сегодня поздновато. Ладно, сначала надо лодку принять, а там разберёмся. Хотя, было как минимум два варианта - Примоштен и Фрапа, но я, как уже говорил, был какой-то уставший и не сообразил.
Водитель выгрузил нас у понтона G, кому-то позвонил и уехал. Мы постояли на жаре с чемоданами, потом думаем - надо что-то делать уже. Пошли спросили, где тут marechater.hr, нам показали будку. В будке одна стена сплошь уставлена кубками и наградами за победы в регатах. Даа, ребята серьёзные тут обитают. Пока мы ходили, к нам уже подошёл седобородый мужлан, показал нашу лодку и опять куда-то смылся. Мы постояли, хлопая глазами, потом пошли его искать. Нашли. Он говорит - щас, я тут немножко занят, вы пока лодку посмотрите, а потом я вам всё расскажу. Мы посмотрели, лодка, как лодка, пошли оплачивать, вносить депозит, а у них тырнет отказал, платёж не проходит. Тогда мы пошли закупили жратвы - Тимур особенно приналёг на вина, всякие Merlot, Cabernet Sauvignon и прочие. Закупились на 1311кун=11400р. Не сказать, что много, но и не мало. Наверное, вина дорогие были.
Закинули всё на яхту, ждём приёмщика.
В отличие от других марин, мурингов в Кремике нет, яхты швартуются на пальцы. Это такой эээ... маленький плавучий пирс из досок. Идёт вдоль борта яхты - или справа, или слева - как повезёт. На нём швартовные утки и к ним шпрингами яхта фиксируется. Соответственно, со стороны пальца кранцы почти касаются воды, а со стороны соседней лодки повыше. Кранцы на нашей лодке висят на красных плоских шнурах. Завязаны узлом с петлёй. Яхта кучей шпрингов примотана по непонятной мне системе - сам-то я ещё ни разу так не швартовался. Смотрю я на эту конструкцию и думаю: а как же отсюда выходить? Яхты-то округлые, а палец - прямой, а ну как зацепишь при повороте?
Гика-шкот тоже как-то хитро проброшен через блок на каретке, а концы выведены на лебёдки по обе стороны. Это ещё что такое, думаю? И как таким управлять?
- Что-то у тебя какие-то сомнения на лице написаны, - говорит Тимур
- Да не, говорю, нормально всё, - а самого сомненья всё-таки гложут. Ладно, думаю, после полугодичного-то перерыва каждый раз так мандражирую, а как в море выйдешь, вроде и нормально всё. Посмотрим.
Пришёл седобородый. Объясняет про лодку. Сначала про холодильник - если он не работает, нужно переключить кран, помпа подкачки воды его промоет, и он снова начнёт работать. Тогда кран нужно переключить обратно и помпа снова будет качать воду. Посмотрели паруса, объяснил, как поднимать грот - если будет застревать в лези-джеках, нужно рыскать носом против ветра туда-сюда, приспустить и снова поднять. И на спуске так же, только наоборот. Показал, как раскрывать интегрированный в гик тент. Передние молнии там уже порвались и около мачты он свисает, а задние ещё ничего, работают. Сказал, что лестницу для купания надо привязывать, а то иногда она срывается и тонет - эту шутку на First мы уже знаем. Показал где инструменты и прочие полезные штуки, после чего пошёл за генакером, так как мы ж заказали генакер. А мы пошли платить. Генакер оказался сложен в матерчатое ведро. Ну или мешок, в горловину которого вшит обруч. Из-за этого обруча в каюту он не пролезал, да и в кают-компанию с трудом. Фига се, говорю, мы всё бинокли да книжки возили. А на маленькие яхты генакеры не дают, теперь вот будем с собой парус в самолёте возить. Кто-то лыжи, кто-то кайт, а мы мешок с генакером.
Приёмщик выдал нам ещё 3 блока, и 3 шкота и показал как всё это подключать. Главное, говорит, чтобы он не хлопал и не опирался на форштаг. Парус тонкий, легко может порваться.
- А скоко с нас возьмут, если он порвётся?
- Если маленькая дырочка, то ничего, а если порвёте на полосы, то где-то три штуки евро
Фига се, думаю, надо с этим генакером поаккуратнее, пожалуй. Спросил, в какие порты можно заходить. Осадка у лодки немаленькая. Приёмщик отсоветовал Хвар. Места мало, говорит, лодок много, ты там не развернёшься. Лучше иди в Пальмижану. Против остальных ничего возражать не стал, но про все спросить я всё равно не успел. Ещё он добавил, что в Хорватии очень много подводных камней, и надо смотреть в оба.
Тимур у него выяснил, что до Примоштена можно доехать на такси, а окунуться можно на выходе из марины, есть там места. Сначала решили окунуться. Мы пошли в противокоралловых тапках, Тимур храбро пошёл без них. Жизнь, говорю, тебя ничему не научила - один раз уже наступил, ещё хочешь, что ли? Да ладно, говорит, я аккуратно. Дошли до места, а там - натуральный хорватский пляж. И куча ежей. Я раньше ездил на эгейское побережье в Турцию и в Грецию, и везде говорили, что могут быть ежи, но никогда я их там не видел. А тут - прям за все годы сразу! Фига се, говорит Тимур, и как же туда слезать? Впрочем, слезать-то ладно, а как залезать? Мы вернулись к выходу из марины - там заход в воду более пологий и всего один ёж. Искупались и поехали в Примоштен. Такси туда 60кун=520р, обратно 70кун=610р.
Вылезли в центре - кругом толпы ходят, все дела. Тимур с хитрющей рожей говорит:
- Предлагаю щас тут осмотреться и заодно начать подыскивать ресторан для ужина. Только надо не в центре, потому что тут народу много, дорого и невкусно, а где-то скраю. Там они, конечно же, вкуснее готовят. У подруги тоже лицо осветилось знанием тайны и приобрело хитрое выражение. Пошли подыскивать ресторан и заодно осматриваться.
Вообще, у Примоштена да и у других этих приморских городков очень нестандартная геометрия - жизнь кипит на всех уровнях. Ну например, идёшь ты по улице - рядом забор. За забором обрыв и внизу метрах в пяти другая улица, на ней дом. На одном уровне с тобой в этом доме расположен балкон, на нём стол, стулья, кто-то жрёт сидит. До перил балкона метра полтора - вроде и рядом, но - между вами пропасть. На этом балконе лестница, которая идёт ещё наверх на другой балкон, с которого лестница идёт ещё на другую улицу верхнего уровня. У нас вот на родине всё чинно: равнина, из неё вверх растут дома. Никаких таких левых лестниц в другой дом, а потом ещё на другую улицу.
На самом высоком месте, как правило, церковь и кладбище с мраморными плитами. Захочешь вид зафоткать, а тут, гыгыгы, надгробья в кадре!
Ходили туда-сюда, несколько кругов нарезали, но так нам и не удалось вырваться из "центра" - ходили вокруг набережной туда-сюда. Пофоткали пляжи Примоштена - ну, вы их уже видели, если сначала читаете. Меню у всех ресторанов при входе, можно почитать, посмотреть. Тимур внимательно смотрит, оценивает, подруга тоже увлеклась. Я им грю - ваще есть два подхода. Первый это ходить выбирать. Типа, один ресторан хуже, другой лучше, тут народу много, там мало - и в итоге выбрать. Но ты ж всё равно поел только в одном ресторане, и не узнаешь - может в другом было бы лучше. Вот если б ты в каждом поел, да не один раз, и всё время одно и то же. Да и то - вдруг у повара неудачный день был, ну и вкус еды вообще штука субъективная - одному в одном месте больше понравилось, другому в другом. Второй вариант - просто не париться - где приглянулось, там и сел. Расположено тут всё очень компактно, готовят примерно одинаково, цены тоже, думаю, примерно одинаковы.
- Спокойно, говорит Тимур, ща всё будет. В итоге выбрали ресторан на одной из улиц, которая "не центр" только потому что не прямо на площади расположена. Не в самом центре, а так - чуть сбоку. Нас привлекло то, что наверху - на втором этаже - терраса под открытым небом. Во, говорю, круто, можно плевать сверху на всех!
Ещё подумали, помялись чуть-чуть и-таки пошли туда.
На яхтенной практике в Черногории я точил салат "шопский", экономил, типа, а другой наш учащийся налегал на салат из осьминога. И только после обучения я осознал свою стратегическую ошибку - шопский-то и дома можно пожрать, а из осьминога только в Адриатике. В Сербии нет - море далеко, в Греции тоже не встречал. И вот, удача - в меню есть "салат од хоботнице" - наконец-то! Отрываемся по полной! Мы заказали салат из осьминога и рыбу, к рыбе белое вино. Тимур взял какое-то жаркое по-боснийски в горшочке. Всё обошлось в 782кун=6800р.
После этого пошли в кафе на набережной - за десертом. Сидим в кафе, прямо вот руку протяни - яхты стоят. И что удивительно, в воде у набережной тоже дофига ежей - чуть на берег не залезают! Их даже дети сачком вылавливают и складывают на набережную, не знаю зачем. Наверное, чтобы кто-то наступил
Теперь понятно, почему в Турции и Греции я не видел ежей - они все мигрировали в Хорватию! 
Ovo je Primošten, brate!


Посидели ещё немножко в кафе, встретили закат, решили закупиться фруктами на рынке. Удивила цена на арбузы - 15 кун! Это 130р за кг! За дыни ещё больше. Но это на рынке, а потом в супермаркетах мы видели арбузы по 8-9 кун за кг.
Оттуда на такси вернулись в марину. Водитель очень рекомендовал нам сплавать на Вис. Пришли на яхту, Тимур стал складывать фрукты в холодильник. Сунул руку, а он и не холодит ни фига. И приёмщик уже смылся - время позднее, часов десять вечера. Переключили помпу, как он сказал, чо-то там промыли, вроде холодильник заурчал, а холодит или нет - непонятно. Решили подождать до утра: если за ночь не охладится, подождём приёмщика, он обещал быть в восемь. Попили чай и завалились спать. Помню в Черногории ночью в каюте весь мокрый лежал - жарко. А тут ничего, всё супер. Наверное, думаю, удачная модель яхты - проветривается хорошо.
День первый. Воскресенье, 12 июля 2015День первый. Воскресенье, 12 июля 2015
Я планировал выйти в шесть утра, чтобы был запас времени дойти до Хвара. И вот, эти шесть утра вот-вот наступят. Я лежу и думаю: с одной стороны, пора выходить, с другой как-то в лом, да и холодильник не работает. Тут начинает дуть ветер. Его слышно через открытый люк носовой каюты. А по прогнозу никакого ветра быть не должно. Если уж здесь, в марине дует, то в море ещё сильнее. Лежу и дрыхну. Ветер подул полчаса и затих. Около семи мы встали. Пока ковырялись, приводили себя в порядок, наступило восемь. Появился вчерашний мужик с восьми, как и обещал. Стал проводить передачу рядом стоящих яхт, мы его припахали по вопросу холодильника, мол, не холодит ни фига.
Он открыл шкафчик над холодильником, крутанул там регулятор и в холодильнике сразу стало заметно холоднее. Мы ещё немного поторчали там, чтобы проверить, что холодильник починился, после чего собрались и вышли. Никаких сложностей с отходом от пальцев не возникло. Время около девяти. Пока плыли по узкому каналу к морю, я сказал снимать кранцы, что-то ещё и ещё, и так увлёкся, что не заметил, как яхта плывёт в берег. Хватился, когда до скал оставалось пару метров. Ну, с кормы мне так показалось, реально конечно было больше пары метров, но всё равно очень близко. Я резко крутанул штурвал влево до упора, слава Богу, всё обошлось. "Надо же, такому ротозею яхту выдали, а со стороны ведь не скажешь" - флегматично подумал я. Что-то уж совсем я никакущий перед отпуском, надо быть внимательней. А то наш чартер чуть не закончился, едва успев начаться.
Вышли из бухты в море, сняли кранцы, смотали швартовы, стали ставить паруса. При заказе лодки грот был заявлен full-battened. То же самое нам сказал и приёмщик. Ога! Как же! То ли он сам никогда не видел full-battened, что вряд ли, то ли нас пытался развести. Короче, грот нам достался не со сквозными латами. Латы длиной примерно метр были вшиты в него со стороны задней шкаторины. При подъёме-спуске грот зверски заполаскивал и усиленно цеплялся латами за лези-джеки. Приходилось его чуть опускать, чтобы лата отцепилась и потом продолжать, и так несколько раз. Постановка/уборка грота поэтому каждый раз превращалась в гемор и лишний раз не хотелось этим заниматься. Лучше бы уж он вообще был без лат, проще было бы. До этого имели дело с full-battened на 36ft и всегда всё было пучком.
В первый раз ветер был не слишком сильный, и мы не осознали ещё, во что вляпались - подняли грот довольно быстро. Потом стаксель. Ветер был 5-7, максимум 8 узлов. Лодка шла 3-4 узла. Некоторое время я на это смотрел, потом предложил, давайте, что ли, генакер попробуем поставить. Надо же когда-то начинать, а щас ветер слабый, самое то. Закрепил блочки и провёл снасти, как сказал приёмщик. Вытащили мешок с парусом наружу, я покопался в мешке, нашёл и подключил все три угла паруса, скрутили стаксель и стали потихоньку поднимать генакер. Первый раз он поднялся нормально, но внизу перепутался, а я очень боялся попасть на три штуки евро - хрен знает, какой у него там предел прочности, поэтому мы его опустили обратно, я его перестегнул и прошёлся по всем шкаторинам, чтобы убедиться, что ничего там не перекручено и всё такое. Но когда мы стали его поднимать второй раз он вообще скрутился в жгут с самой верхушки, хотя, по идее, должен был как раз надуться.
Я подумал, что мы уже потеряли около часа, а ветра всё равно почти нет. Ну делаем мы сейчас три узла, хотя, уже скорее два. Поставим гену, шесть, что ли, пойдём? Вряд ли. Тогда на фиг это дело, включаем двигло и шуруем, нам ещё далеко ехать. Генакер я сложил в мешок и унёс в кают-компанию, от греха подальше. Шкоты зацепил за релинги, мож позже ещё раз попытаемся. Врубили двигло и пошли к цели. О цели у нас понятия разделились. Тимуру было всё равно, подруга была реалисткой и считала, что нам нужно направляться в Милну, а я - романтик, поэтому взял курс на Хвар. Точнее, на Пальмижану, т.к. приёмщик сказал, что порт Хвар нам не очень подойдёт.
Почему всё-таки сразу в Хвар? Да, он расположен дальше, чем Милна, но ненамного. Как вы помните, я решил повидать Хвар и Корчулу, а опыт прошлых чартеров подсказывал, что если уж хочешь где-то побывать, то надо оказываться там как можно раньше - после первого или второго перехода, а вообще лучше чтобы это была базовая марина - уж там-то ты по-любому окажешься, аж два раза. Потому что трудно гарантированно предсказать пункт третьего или четвёртого перехода. Слишком много случайных факторов: погода, направление ветра, усталость и желания экипажа и так далее. Соответственно, чем раньше на маршруте расположено место, тем больше шансов туда попасть. Мне очень хотелось прийти в марину пораньше, хотя бы часам к четырём. Во-первых, я неоднократно читал, что в июле в Хорватии (да и не только там) высокий сезон, столпотворение, места в маринах очень рано заканчиваются, поэтому лучше поторопиться. Во-вторых, должно остаться время на береговую программу - осмотреть сам Хвар и всё такое.
Как только включили двигло, сразу поставили на автопилот. Но странное дело - периодически автопилот слетал с режима "авто", яхта сбивалась с курса, приходилось срочно это исправлять - снова ставить на автопилот. Причём, вырубался он в совершенно произвольные моменты времени - с последнего отключения мог проработать полчаса, а мог пару минут. Хрен знает, в чём там дело, но это добавляло остроты в процесс отдыха. Ещё рукоятка газа от вибрации съезжала в сторону уменьшения оборотов, и периодически приходилось эти обороты снова увеличивать.
Тимур выпил противоукачивающие таблетки "Бетасерк", но это ему не сильно помогло. То ли он их выпил поздно, то ли мало, в общем, поначалу он держался, потом улёгся на кормовую банку, которая идёт поперёк всей кормы и лежал, вперив взор в кильватерный след. По его словам это было единственное место, где он хоть как-то может существовать. Когда автопилот отключался, Тимур вскакивал, исправлял положение и снова лежал. Подруга дрыхла в кокпите, периодически поглядывая вокруг. Она тоже приняла этот "Бетасерк", хоть и поздно, и её не укачивало. Я бодрствовал, осматривал горизонт и пялился в планшет, чтобы понять, движемся мы на Хвар или куда-то ещё.
Через пару часов меня сморило, зато активизировался Тимур. Он выпил пивка, встал за штурвал, курил сигару, изображая Че Гевару, который, как говорят, было дело, ехал куда-то на моторной лодке делать революцию. Мы вошли в пролив между островами Паклени и собственно Хваром. "В Хорватии очень много подводных камней" - звучали у меня в голове слова приёмщика. Ястребиным взором я окидывал водную гладь в надежде отыскать эти самые камни до того, как они нас отыщут, и одновременно думал о том, что вот на Майорке всё было зашибись, я не дёргался, на Корфу - тоже, и вот только в Хорватии (мать-перемать) много подводных камней! И ежей тоже, как нигде.
По этой самой причине я предпочитал держаться по центру пролива. Другие яхты, впрочем, плыли гораздо ближе к скалистым берегам Паклених островов. Ну, раз они там плывут, подумал я, значит, наверное, не так всё страшно. Посмотрел карту в планшете, бумажную карту и прошерстил лоцию. В лоции упоминалась пара островков вначале, которые мы уже благополучно миновали и прочие опасности далеко от нас. В нашей части пролива всё было нормально. Напротив входа в Пальмижану была скала с маяком и двумя чёрными шарами. На юго-восток от этой скалы отходил язык, а мы приближались к ней с северо-запада. Поэтому я сказал экипажу, что мы должны повернуть в марину до скалы, чтобы она осталась слева. Впрочем, до этого было ещё далеко. Вызываю по рации Пальмижану, чтобы узнать есть ли там места. Тишина. Ещё раз. Ноль эмоций. Тогда я просто туда позвонил со своего московского Билайна.
Непосредственно перед вылетом я с помощью смс положил на телефон 1тр, и был очень удивлён, когда после звонка деньги сразу закончились. Фига се, как тут всё дорого, думаю, - надо на местную связь переходить. Позже выяснилось, что когда кладёшь 1тр, надо дополнительно ввести какой-то активационный код или типа того, а я его конечно не ввёл. В марине говорят, места есть, через сколько вас ждать? Через полчаса, говорю.
Скала потихоньку приближалась и вход в марину тоже. Было видно, как туда заходят яхты и прочие плавсредства. Мы убрали грот, повесили кранцы. Ещё до отпуска я изучил план марины и решил вставать к среднему причалу, т.к. там хорошие глубины, а у нас осадка аж 2.36. Подходим к среднему причалу, места полно, ветра нет, всё круто, нас встречает сотрудник, держит муринг. Я паркуюсь и почему-то подплыл правее. Подал вперёд, снова назад - толку никакого. Сотрудник на это смотрит, давай, говорит, левее подрули. Я опять вперёд, назад - ни хрена не сдвигается левее. В итоге Тимур ему бросил швартов и он нас сам подтянул. Подруга схватила один муринг, я второй, несёмся к носу, выяснилось, что мой муринг уже занят соседней лодкой. Повязали один муринг, сотрудник сходил, всё это проверил и спросил у Тимура про меня - мол, чо, он совсем новичок? Да не, говорит Тимур, всё ок. Ну блин - говорю Тимуру, - если по неделе в полгода раз чартерить, откуда ж опыт возьмётся? Смотри, зашвартовали же, никого не зацепили, значит всё супер. Тимур был такого же мнения. Дальше он пошёл разведал обстановку - есть туалеты с душевыми и пляж. А ещё есть водное такси до Хвара, ну это я и так знал.
Сначала решили сходить на пляж. Дорога идёт через сосновую рощу, воздух - аж голова кружится, потом направо каменные ступёнки, которые спускаются к подобию бара, а ещё ниже хорватский пляж - кусок скалы, с сидящими на нём знойными хорватками. Пляж расположен в бухте, в центре на глубине якорная стоянка и моторки с громкой музыкой. Мы окунулись и пошли обратно. Тут надо сказать, что до этого кепку на яхте я ни разу не одевал и ваще считал бесполезной. Шея обгорала и руки обгорали - стал одевать футболку с длинным рукавом или лайкру, а на шею косынку. И сейчас весь переход тоже провёл без кепки. Провёл рукой по ёжику волос - чо-то ощущение неприятное какое-то. Обгорела-таки башка, доигрался. Всю неделю потом ходил в кепке, кожа с головы облезала сантиметровыми клочьями и башка чесалась. Так что будьте осторожны во всяких там южных странах!
Хотя - особо не болело ничего, и то хорошо.
Решили сходить в душ и съездить в Хвар - т.к. тут делать нечего. Водного такси есть два варианта: за 60 кун ходит по расписанию раз в полчаса, последнее в одиннадцать вечера. И есть за 100 кун до двух ночи. Звонишь по телефону - подъезжает катер. Цена сразу за оба конца - отвезут туда и привезут обратно. Время 18.15 - решили успеть на 18.30. Ломимся в душ, чих-пых, Тимур прибежал раньше, мы в 18.31, такси уехало, даже минуту ждать не стал. Тот, что за 100 кун говорит, хотя бы 5 человек наберётся и поеду. Ну мы уже трое, дали ему 300кун, сели, ждём. А я сижу и думаю - если мы завтра хотим выйти в 6 утра на Корчулу, то надо оплатить сегодня, т.к. офис марины работает с 7 до 22.00, а мы вернёмся явно позже десяти. Надо, говорю, сбегать оплатить сейчас - и ломанулся бегом в офис. Оплатил, дали мне документы - папку пластиковую. Я думаю, забежать занести их, что ли, на яхту, но нет, надо обратно, там люди ждут, я их задерживаю. Прибежал на катер, а там целая очередь. И выяснилось, что подруга не взяла фотик, т.к. мы торопились. И бежать вроде бы поздно за ним - орда уже сидит, щас поедем с минуты на минуту. Я расстроился - что ж у нас всегда всё через одно место? Эх, не умеем мы отдыхать - вечно всё бежим куда-то...
Ладно, думаю, хрен с ним, фотик забыли, ну что ж теперь, конец света, что ли? По крайней мере, увидим этот Хвар в реале, а фотки и в тырнете можно найти. Время, между прочим, уже почти семь, щас уже вторая лодка за 60 кун пойдёт. Наконец, мы поплыли. Сижу, как дурак, с папкой свёрнутой в рулон - пакета нет, положить некуда. Смотрю на виды вокруг, сзади катера вода бурлит. Приплыли в Хвар.
Сначала посмотрели площадь, порт, ну или городской причал, видели рекламную табличку "Rent a Hvar". Хотите, говорю, можно взять таксо и поехать посмотреть Стари Град, например? Или в прокат на сутки машину взять, завтра с утра съездить. Тимур спросил таксистов, сколько стоит проехать до Стари Града и обратно - выходило примерно 350 кун, а прокат машины за сутки 330 кун. Продолжили смотреть Хвар - углубились в улочки, вылезли на улицу с длинными широкими ступенями, которая постепенно поднималась наверх. Это конная дорога, - говорит Тимур. Мы можем сейчас свернуть направо и идти наверх более мелкими улочками или пойдём по конной дороге, будем идти дольше, но придём на то же место - на самую вершину. Раньше так строили.
По ходу осмотра Тимур начал выбирать ресторан. В этот раз мы были точно не в центре - нужно свернуть с площади, пройти через какие-то закоулки, оказаться на какой-то улочке, и там будет трёхэтажное здание, третий этаж которого - терраса. С террасы открывается вид на крепость. Тимур зарезервировал там столик и говорит - давайте ещё погуляем, а придём как раз, когда будет закат. Мы походили по конной улице, ещё раз насладились нестандартной геометрией Хвара - когда балкон дома с соседней улицы на одном уровне с улицей, по которой идёшь. Пофоткали виды на телефон и вернулись. Как оказалось, резерв столика был очень своевременный - свободных столов почти не осталось. Тимур сел так, что мог видеть и закат и крепость, а мы видели только крепость, потому что сидели спиной к закату, а крепость была сбоку.
Заказали снова рыбу на троих, салат мы взяли из осьминогов, а Тимур чо-то там с морепродуктами. К рыбе рекомендовали бутылку какого-то особого вина - то ли Пошип, то ли ещё что-то. Я доверил выбор Тимуру, - мне в общем всё равно, что пить, а ему нет. Вот пусть и выбирает. Под салат хряпнули винца, потом ещё, потом принесли рыбу, вино закончилось, взяли ещё то ли графин, то ли бутылку, Тимура вштырило, меня тоже, потом был десерт - баклава или что-то подобное и чай, потом Прошек, потом презент от ресторана - ракия Ореховица. Вот так мы и пожрали на 150 евро.
Когда мы вышли из ресторана, было уже темно. Закат давно произошёл. Погуляли ещё по ночному Хвару, посмотрели сувениры, купили магнитики, местную симку, позвонили водному такси. Приплыл катер, и мы понеслись по ночному морю обратно в Пальмижану. Теперь было почти ничего не видно. Только огни и темнота. Смотри, говорю подруге - вон один маяк, вон второй. Круто по ночному морю плыть - романтика, все дела. Подруга не разделила моего энтузиазма, хотя я больше прикалывался.
Приплыли в Пальмижану. Там всё подсвечивается, на берегу огоньки - видно гораздо больше, чем в море. Попили ещё чай на яхте, стали прикидывать завтрашний маршрут. Подруга не хотела идти в Корчулу, Тимур тоже сказал, что это далековато, и если тупо плыть весь день как сегодня, то это некруто. В этом я был вынужден с ним согласиться. А других вариантов особо не было, т.к. между Хваром и Корчулой никаких марин особо и нет. Ладно, говорю, завтра ещё посмотрим и решим.
При сборе вещей было принято эпохальное решение не брать с собой комплект книжек по яхтенной теории. Всё равно мы их там не читаем. Взял "Всё о парусах" Иоахима Шульта - ни разу не заглянул, не до этого было. Не взяли и Имраевскую лоцию по Адриатике - большая, тяжёлая и не от Рода Хейкеля. Не взяли яхтенный бинокль - всё равно в него никогда не смотрим, штатного вполне хватает - ходим днём и в хорошую погоду. Думал взять электрический чайник, но не стал - нас трое всего, и на газу подогреем. Взял несколько блочков и карабинчиков, маленький фонарик, мультитул. Ещё противокоралловые тапочки - в Хорватии это просто мастхэв и прибамбасы для виндсерфинга - лайкру, неопреновые штаны - вычитал, что в Боле есть станция проката, собрался туда заглянуть и приобщиться.
В Примоштен и марину Кремик можно добраться из Сплита или Задра (хорваты именно так говорят, да!). На Задар рейсов вообще не было, а на Сплит был рейс с не очень удобным временем прибытия около пяти вечера плюс ещё до Примоштена ехать часа два минимум, соответственно, к двум дня в субботу мы никак не попадали, и приёмка яхты переносилась на следующий день. Это нас не устраивало. Полгода мы ждали, когда появится больше рейсов, но они всё не появлялись, поэтому мы решили прилететь в Сплит в пятницу вечером, а в субботу с утра приехать в Примоштен на приёмку. После коротких переговоров на работе всё было улажено, билеты куплены, апартаменты на одну ночь около аэропорта забронированы через booking.com, и, что очень удобно, отель предоставлял бесплатный трансфер от аэропорта. Как выяснилось, не зря, потому что никакой это был не отель, а обычный частный дом с садом, без всяких вывесок, и найти его простому таксисту было бы сложно. Водитель тут же поинтересовался, куда мы собираемся двигать потом. Узнав, что в Примоштен, предложил отвезти за 60 евро. У нас уже был заранее заказан трансфер за те же 60 евро, поэтому мы отказались.
На первом этаже хозяева живут сами, а второй сдают постояльцам за 70 евросов в сутки. Пожалуй, это были самые шикарные апарты из всех трёх, где мы успели пожить в Хорватии, причём цена за сутки у них у всех одинакова. Думаю, это объясняется расположением. Другие апарты были в городах - Макарской и Дубровнике, а эти около Каштелы, но не в самой Каштеле, а чуть в стороне. Но мы отвлеклись.
От основной дороги отходила второстепенная улица, точнее, заезд, с которого уже можно было свернуть на их участок. На основной дороге нам показали супермаркет, в который мы сходили и закупились жратвой на завтрак. Теперь предстояло решить проблему с ужином, а уже стемнело.
- Вы можете поужинать в городе, - сказала нам хозяйка, - туда можно дойти по побережью. Я покажу вам дорогу на пляж.
И повела нас какими-то козьими тропами по чужим фазендам через калитки. Мы вышли на грунтовую дорогу, которая шла к морю. С обеих сторон заборы чужих фазенд. Не промахнёшься. Мы вышли на типичный хорватский пляж - большие камни в воде и на берегу. В воде в темноте плескались привязанные моторки.
- Вон там наша, - хозяйка неопределённо ткнула в сторону рукой
- Рыбачите, что ли? - спрашиваю
- Нет, так, поездки выходного дня, искупаться, поплавать. Вот, идёте по этой дороге, там уже будет город и в нём хорошая коноба "...", рекомендую! (название забыл)
Мы пошли по грунтовке вдоль берега, через какое-то время дошли до цивилизации, нашли эту конобу. В ней было полно народу, но цены нам показались высоковаты, поэтому мы пошли в другую - у самой воды. Лёгкий ужин на двоих обошёлся в 297кун=2560р. Погуляли ещё по городу, осмотрели маяк и причал, после чего пришло время возвращаться обратно. Тут-то и началось самое интересное. Грунтовую дорогу мы нашли, но в какую калитку ломиться, в упор не помнили, а они все были закрыты. Пришлось вернуться обратно на пляж и прорываться к автодороге. Мы нашли незаселённый участок - какие-то кусты, сквозь которые шла тропинка. Она вывела нас к ещё одной грунтовке, на которой мы увидели отъезжающую машину. За ней! - сказала подруга - она наверняка едет к дороге! Через некоторое время мы и правда вышли к асфальтированной дороге, свернули на неё и пошли в ту сторону, где по нашим представлениям должны были быть апарты. Вскоре мы увидели знакомый супермаркет и через несколько минут были дома. В душ и спать, на сегодня приключений хватит.
День нулевой. Суббота, 11 июля 2015День нулевой. Суббота, 11 июля 2015
Встали, позавтракали, собрались и стали ждать трансфер до Примоштена за 60 евро. Пока ждали, зафоткали апарты. Моё внимание привлекла ваза на полу с двумя пучками травы. Я думал, хозяйка срезала траву со своего участка и сделала типа букет. Но когда я глянул внутрь вазы, оказалось, что пучки обёрнуты этикеткой "landscape чо-то там такое" - то есть, куплены в магазине ландшафтного дизайна. Во как - между прочим, люди о дизайне задумываются!
Водитель приехал не сразу. А когда приехал стал сетовать, что двадцать минут от тут колесил вокруг, искал этот отель, а тут ни вывески, ничего. Это был таксист, который дежурит в марине. Он нас потом ещё несколько раз подвозил. Навигаторы они не используют в принципе, позвонить нам тоже почему-то не догадался. Мы ему сказали, что надо забрать нашего друга в Трогире, всё равно это по дороге. Не вопрос, говорит он, +10 евро.
Тимур прилетел ещё в среду, потому что билеты на среду были значительно дешевле, и остановился на три дня в Трогире, отель "Jadran". Когда мы его подобрали, он радостно стал рассказывать нам, что номер в отеле был похож на каморку. Пляжи в Трогире тоже что-то с чем-то! Кусок скалы и с неё заход в воду. Ежей тут полно, и на одного он уже наступил! Ну, не совсем наступил, скорее коснулся, тем не менее, ёж оставил в его ноге частицы себя и вчера он их извлекал. За этими разговорами мы приехали в марину Кремик.
При заказе лодки её место дислокации значилось как "Примоштен", и я думал, что марина Кремик расположена прямо в Примоштене. Оказалось, рядом с Примоштеном. Всего несколько минут на машине, но всё равно надо ехать. Это меня несколько озадачило - щас примем лодку и что тут делать? По идее - отваливать, но подруга была явно не настроена выходить сегодня, да и я как-то уже нацелился сразу на Хвар, а на него уже сегодня поздновато. Ладно, сначала надо лодку принять, а там разберёмся. Хотя, было как минимум два варианта - Примоштен и Фрапа, но я, как уже говорил, был какой-то уставший и не сообразил.
Водитель выгрузил нас у понтона G, кому-то позвонил и уехал. Мы постояли на жаре с чемоданами, потом думаем - надо что-то делать уже. Пошли спросили, где тут marechater.hr, нам показали будку. В будке одна стена сплошь уставлена кубками и наградами за победы в регатах. Даа, ребята серьёзные тут обитают. Пока мы ходили, к нам уже подошёл седобородый мужлан, показал нашу лодку и опять куда-то смылся. Мы постояли, хлопая глазами, потом пошли его искать. Нашли. Он говорит - щас, я тут немножко занят, вы пока лодку посмотрите, а потом я вам всё расскажу. Мы посмотрели, лодка, как лодка, пошли оплачивать, вносить депозит, а у них тырнет отказал, платёж не проходит. Тогда мы пошли закупили жратвы - Тимур особенно приналёг на вина, всякие Merlot, Cabernet Sauvignon и прочие. Закупились на 1311кун=11400р. Не сказать, что много, но и не мало. Наверное, вина дорогие были.

В отличие от других марин, мурингов в Кремике нет, яхты швартуются на пальцы. Это такой эээ... маленький плавучий пирс из досок. Идёт вдоль борта яхты - или справа, или слева - как повезёт. На нём швартовные утки и к ним шпрингами яхта фиксируется. Соответственно, со стороны пальца кранцы почти касаются воды, а со стороны соседней лодки повыше. Кранцы на нашей лодке висят на красных плоских шнурах. Завязаны узлом с петлёй. Яхта кучей шпрингов примотана по непонятной мне системе - сам-то я ещё ни разу так не швартовался. Смотрю я на эту конструкцию и думаю: а как же отсюда выходить? Яхты-то округлые, а палец - прямой, а ну как зацепишь при повороте?
Гика-шкот тоже как-то хитро проброшен через блок на каретке, а концы выведены на лебёдки по обе стороны. Это ещё что такое, думаю? И как таким управлять?
- Что-то у тебя какие-то сомнения на лице написаны, - говорит Тимур
- Да не, говорю, нормально всё, - а самого сомненья всё-таки гложут. Ладно, думаю, после полугодичного-то перерыва каждый раз так мандражирую, а как в море выйдешь, вроде и нормально всё. Посмотрим.
Пришёл седобородый. Объясняет про лодку. Сначала про холодильник - если он не работает, нужно переключить кран, помпа подкачки воды его промоет, и он снова начнёт работать. Тогда кран нужно переключить обратно и помпа снова будет качать воду. Посмотрели паруса, объяснил, как поднимать грот - если будет застревать в лези-джеках, нужно рыскать носом против ветра туда-сюда, приспустить и снова поднять. И на спуске так же, только наоборот. Показал, как раскрывать интегрированный в гик тент. Передние молнии там уже порвались и около мачты он свисает, а задние ещё ничего, работают. Сказал, что лестницу для купания надо привязывать, а то иногда она срывается и тонет - эту шутку на First мы уже знаем. Показал где инструменты и прочие полезные штуки, после чего пошёл за генакером, так как мы ж заказали генакер. А мы пошли платить. Генакер оказался сложен в матерчатое ведро. Ну или мешок, в горловину которого вшит обруч. Из-за этого обруча в каюту он не пролезал, да и в кают-компанию с трудом. Фига се, говорю, мы всё бинокли да книжки возили. А на маленькие яхты генакеры не дают, теперь вот будем с собой парус в самолёте возить. Кто-то лыжи, кто-то кайт, а мы мешок с генакером.
Приёмщик выдал нам ещё 3 блока, и 3 шкота и показал как всё это подключать. Главное, говорит, чтобы он не хлопал и не опирался на форштаг. Парус тонкий, легко может порваться.
- А скоко с нас возьмут, если он порвётся?
- Если маленькая дырочка, то ничего, а если порвёте на полосы, то где-то три штуки евро
Фига се, думаю, надо с этим генакером поаккуратнее, пожалуй. Спросил, в какие порты можно заходить. Осадка у лодки немаленькая. Приёмщик отсоветовал Хвар. Места мало, говорит, лодок много, ты там не развернёшься. Лучше иди в Пальмижану. Против остальных ничего возражать не стал, но про все спросить я всё равно не успел. Ещё он добавил, что в Хорватии очень много подводных камней, и надо смотреть в оба.
Тимур у него выяснил, что до Примоштена можно доехать на такси, а окунуться можно на выходе из марины, есть там места. Сначала решили окунуться. Мы пошли в противокоралловых тапках, Тимур храбро пошёл без них. Жизнь, говорю, тебя ничему не научила - один раз уже наступил, ещё хочешь, что ли? Да ладно, говорит, я аккуратно. Дошли до места, а там - натуральный хорватский пляж. И куча ежей. Я раньше ездил на эгейское побережье в Турцию и в Грецию, и везде говорили, что могут быть ежи, но никогда я их там не видел. А тут - прям за все годы сразу! Фига се, говорит Тимур, и как же туда слезать? Впрочем, слезать-то ладно, а как залезать? Мы вернулись к выходу из марины - там заход в воду более пологий и всего один ёж. Искупались и поехали в Примоштен. Такси туда 60кун=520р, обратно 70кун=610р.
Вылезли в центре - кругом толпы ходят, все дела. Тимур с хитрющей рожей говорит:
- Предлагаю щас тут осмотреться и заодно начать подыскивать ресторан для ужина. Только надо не в центре, потому что тут народу много, дорого и невкусно, а где-то скраю. Там они, конечно же, вкуснее готовят. У подруги тоже лицо осветилось знанием тайны и приобрело хитрое выражение. Пошли подыскивать ресторан и заодно осматриваться.
Вообще, у Примоштена да и у других этих приморских городков очень нестандартная геометрия - жизнь кипит на всех уровнях. Ну например, идёшь ты по улице - рядом забор. За забором обрыв и внизу метрах в пяти другая улица, на ней дом. На одном уровне с тобой в этом доме расположен балкон, на нём стол, стулья, кто-то жрёт сидит. До перил балкона метра полтора - вроде и рядом, но - между вами пропасть. На этом балконе лестница, которая идёт ещё наверх на другой балкон, с которого лестница идёт ещё на другую улицу верхнего уровня. У нас вот на родине всё чинно: равнина, из неё вверх растут дома. Никаких таких левых лестниц в другой дом, а потом ещё на другую улицу.
На самом высоком месте, как правило, церковь и кладбище с мраморными плитами. Захочешь вид зафоткать, а тут, гыгыгы, надгробья в кадре!
Ходили туда-сюда, несколько кругов нарезали, но так нам и не удалось вырваться из "центра" - ходили вокруг набережной туда-сюда. Пофоткали пляжи Примоштена - ну, вы их уже видели, если сначала читаете. Меню у всех ресторанов при входе, можно почитать, посмотреть. Тимур внимательно смотрит, оценивает, подруга тоже увлеклась. Я им грю - ваще есть два подхода. Первый это ходить выбирать. Типа, один ресторан хуже, другой лучше, тут народу много, там мало - и в итоге выбрать. Но ты ж всё равно поел только в одном ресторане, и не узнаешь - может в другом было бы лучше. Вот если б ты в каждом поел, да не один раз, и всё время одно и то же. Да и то - вдруг у повара неудачный день был, ну и вкус еды вообще штука субъективная - одному в одном месте больше понравилось, другому в другом. Второй вариант - просто не париться - где приглянулось, там и сел. Расположено тут всё очень компактно, готовят примерно одинаково, цены тоже, думаю, примерно одинаковы.
- Спокойно, говорит Тимур, ща всё будет. В итоге выбрали ресторан на одной из улиц, которая "не центр" только потому что не прямо на площади расположена. Не в самом центре, а так - чуть сбоку. Нас привлекло то, что наверху - на втором этаже - терраса под открытым небом. Во, говорю, круто, можно плевать сверху на всех!

На яхтенной практике в Черногории я точил салат "шопский", экономил, типа, а другой наш учащийся налегал на салат из осьминога. И только после обучения я осознал свою стратегическую ошибку - шопский-то и дома можно пожрать, а из осьминога только в Адриатике. В Сербии нет - море далеко, в Греции тоже не встречал. И вот, удача - в меню есть "салат од хоботнице" - наконец-то! Отрываемся по полной! Мы заказали салат из осьминога и рыбу, к рыбе белое вино. Тимур взял какое-то жаркое по-боснийски в горшочке. Всё обошлось в 782кун=6800р.
После этого пошли в кафе на набережной - за десертом. Сидим в кафе, прямо вот руку протяни - яхты стоят. И что удивительно, в воде у набережной тоже дофига ежей - чуть на берег не залезают! Их даже дети сачком вылавливают и складывают на набережную, не знаю зачем. Наверное, чтобы кто-то наступил


Ovo je Primošten, brate!

Посидели ещё немножко в кафе, встретили закат, решили закупиться фруктами на рынке. Удивила цена на арбузы - 15 кун! Это 130р за кг! За дыни ещё больше. Но это на рынке, а потом в супермаркетах мы видели арбузы по 8-9 кун за кг.
Оттуда на такси вернулись в марину. Водитель очень рекомендовал нам сплавать на Вис. Пришли на яхту, Тимур стал складывать фрукты в холодильник. Сунул руку, а он и не холодит ни фига. И приёмщик уже смылся - время позднее, часов десять вечера. Переключили помпу, как он сказал, чо-то там промыли, вроде холодильник заурчал, а холодит или нет - непонятно. Решили подождать до утра: если за ночь не охладится, подождём приёмщика, он обещал быть в восемь. Попили чай и завалились спать. Помню в Черногории ночью в каюте весь мокрый лежал - жарко. А тут ничего, всё супер. Наверное, думаю, удачная модель яхты - проветривается хорошо.
День первый. Воскресенье, 12 июля 2015День первый. Воскресенье, 12 июля 2015
Я планировал выйти в шесть утра, чтобы был запас времени дойти до Хвара. И вот, эти шесть утра вот-вот наступят. Я лежу и думаю: с одной стороны, пора выходить, с другой как-то в лом, да и холодильник не работает. Тут начинает дуть ветер. Его слышно через открытый люк носовой каюты. А по прогнозу никакого ветра быть не должно. Если уж здесь, в марине дует, то в море ещё сильнее. Лежу и дрыхну. Ветер подул полчаса и затих. Около семи мы встали. Пока ковырялись, приводили себя в порядок, наступило восемь. Появился вчерашний мужик с восьми, как и обещал. Стал проводить передачу рядом стоящих яхт, мы его припахали по вопросу холодильника, мол, не холодит ни фига.
Он открыл шкафчик над холодильником, крутанул там регулятор и в холодильнике сразу стало заметно холоднее. Мы ещё немного поторчали там, чтобы проверить, что холодильник починился, после чего собрались и вышли. Никаких сложностей с отходом от пальцев не возникло. Время около девяти. Пока плыли по узкому каналу к морю, я сказал снимать кранцы, что-то ещё и ещё, и так увлёкся, что не заметил, как яхта плывёт в берег. Хватился, когда до скал оставалось пару метров. Ну, с кормы мне так показалось, реально конечно было больше пары метров, но всё равно очень близко. Я резко крутанул штурвал влево до упора, слава Богу, всё обошлось. "Надо же, такому ротозею яхту выдали, а со стороны ведь не скажешь" - флегматично подумал я. Что-то уж совсем я никакущий перед отпуском, надо быть внимательней. А то наш чартер чуть не закончился, едва успев начаться.
Вышли из бухты в море, сняли кранцы, смотали швартовы, стали ставить паруса. При заказе лодки грот был заявлен full-battened. То же самое нам сказал и приёмщик. Ога! Как же! То ли он сам никогда не видел full-battened, что вряд ли, то ли нас пытался развести. Короче, грот нам достался не со сквозными латами. Латы длиной примерно метр были вшиты в него со стороны задней шкаторины. При подъёме-спуске грот зверски заполаскивал и усиленно цеплялся латами за лези-джеки. Приходилось его чуть опускать, чтобы лата отцепилась и потом продолжать, и так несколько раз. Постановка/уборка грота поэтому каждый раз превращалась в гемор и лишний раз не хотелось этим заниматься. Лучше бы уж он вообще был без лат, проще было бы. До этого имели дело с full-battened на 36ft и всегда всё было пучком.
В первый раз ветер был не слишком сильный, и мы не осознали ещё, во что вляпались - подняли грот довольно быстро. Потом стаксель. Ветер был 5-7, максимум 8 узлов. Лодка шла 3-4 узла. Некоторое время я на это смотрел, потом предложил, давайте, что ли, генакер попробуем поставить. Надо же когда-то начинать, а щас ветер слабый, самое то. Закрепил блочки и провёл снасти, как сказал приёмщик. Вытащили мешок с парусом наружу, я покопался в мешке, нашёл и подключил все три угла паруса, скрутили стаксель и стали потихоньку поднимать генакер. Первый раз он поднялся нормально, но внизу перепутался, а я очень боялся попасть на три штуки евро - хрен знает, какой у него там предел прочности, поэтому мы его опустили обратно, я его перестегнул и прошёлся по всем шкаторинам, чтобы убедиться, что ничего там не перекручено и всё такое. Но когда мы стали его поднимать второй раз он вообще скрутился в жгут с самой верхушки, хотя, по идее, должен был как раз надуться.
Я подумал, что мы уже потеряли около часа, а ветра всё равно почти нет. Ну делаем мы сейчас три узла, хотя, уже скорее два. Поставим гену, шесть, что ли, пойдём? Вряд ли. Тогда на фиг это дело, включаем двигло и шуруем, нам ещё далеко ехать. Генакер я сложил в мешок и унёс в кают-компанию, от греха подальше. Шкоты зацепил за релинги, мож позже ещё раз попытаемся. Врубили двигло и пошли к цели. О цели у нас понятия разделились. Тимуру было всё равно, подруга была реалисткой и считала, что нам нужно направляться в Милну, а я - романтик, поэтому взял курс на Хвар. Точнее, на Пальмижану, т.к. приёмщик сказал, что порт Хвар нам не очень подойдёт.
Почему всё-таки сразу в Хвар? Да, он расположен дальше, чем Милна, но ненамного. Как вы помните, я решил повидать Хвар и Корчулу, а опыт прошлых чартеров подсказывал, что если уж хочешь где-то побывать, то надо оказываться там как можно раньше - после первого или второго перехода, а вообще лучше чтобы это была базовая марина - уж там-то ты по-любому окажешься, аж два раза. Потому что трудно гарантированно предсказать пункт третьего или четвёртого перехода. Слишком много случайных факторов: погода, направление ветра, усталость и желания экипажа и так далее. Соответственно, чем раньше на маршруте расположено место, тем больше шансов туда попасть. Мне очень хотелось прийти в марину пораньше, хотя бы часам к четырём. Во-первых, я неоднократно читал, что в июле в Хорватии (да и не только там) высокий сезон, столпотворение, места в маринах очень рано заканчиваются, поэтому лучше поторопиться. Во-вторых, должно остаться время на береговую программу - осмотреть сам Хвар и всё такое.
Как только включили двигло, сразу поставили на автопилот. Но странное дело - периодически автопилот слетал с режима "авто", яхта сбивалась с курса, приходилось срочно это исправлять - снова ставить на автопилот. Причём, вырубался он в совершенно произвольные моменты времени - с последнего отключения мог проработать полчаса, а мог пару минут. Хрен знает, в чём там дело, но это добавляло остроты в процесс отдыха. Ещё рукоятка газа от вибрации съезжала в сторону уменьшения оборотов, и периодически приходилось эти обороты снова увеличивать.
Тимур выпил противоукачивающие таблетки "Бетасерк", но это ему не сильно помогло. То ли он их выпил поздно, то ли мало, в общем, поначалу он держался, потом улёгся на кормовую банку, которая идёт поперёк всей кормы и лежал, вперив взор в кильватерный след. По его словам это было единственное место, где он хоть как-то может существовать. Когда автопилот отключался, Тимур вскакивал, исправлял положение и снова лежал. Подруга дрыхла в кокпите, периодически поглядывая вокруг. Она тоже приняла этот "Бетасерк", хоть и поздно, и её не укачивало. Я бодрствовал, осматривал горизонт и пялился в планшет, чтобы понять, движемся мы на Хвар или куда-то ещё.
Через пару часов меня сморило, зато активизировался Тимур. Он выпил пивка, встал за штурвал, курил сигару, изображая Че Гевару, который, как говорят, было дело, ехал куда-то на моторной лодке делать революцию. Мы вошли в пролив между островами Паклени и собственно Хваром. "В Хорватии очень много подводных камней" - звучали у меня в голове слова приёмщика. Ястребиным взором я окидывал водную гладь в надежде отыскать эти самые камни до того, как они нас отыщут, и одновременно думал о том, что вот на Майорке всё было зашибись, я не дёргался, на Корфу - тоже, и вот только в Хорватии (мать-перемать) много подводных камней! И ежей тоже, как нигде.
По этой самой причине я предпочитал держаться по центру пролива. Другие яхты, впрочем, плыли гораздо ближе к скалистым берегам Паклених островов. Ну, раз они там плывут, подумал я, значит, наверное, не так всё страшно. Посмотрел карту в планшете, бумажную карту и прошерстил лоцию. В лоции упоминалась пара островков вначале, которые мы уже благополучно миновали и прочие опасности далеко от нас. В нашей части пролива всё было нормально. Напротив входа в Пальмижану была скала с маяком и двумя чёрными шарами. На юго-восток от этой скалы отходил язык, а мы приближались к ней с северо-запада. Поэтому я сказал экипажу, что мы должны повернуть в марину до скалы, чтобы она осталась слева. Впрочем, до этого было ещё далеко. Вызываю по рации Пальмижану, чтобы узнать есть ли там места. Тишина. Ещё раз. Ноль эмоций. Тогда я просто туда позвонил со своего московского Билайна.
Непосредственно перед вылетом я с помощью смс положил на телефон 1тр, и был очень удивлён, когда после звонка деньги сразу закончились. Фига се, как тут всё дорого, думаю, - надо на местную связь переходить. Позже выяснилось, что когда кладёшь 1тр, надо дополнительно ввести какой-то активационный код или типа того, а я его конечно не ввёл. В марине говорят, места есть, через сколько вас ждать? Через полчаса, говорю.
Скала потихоньку приближалась и вход в марину тоже. Было видно, как туда заходят яхты и прочие плавсредства. Мы убрали грот, повесили кранцы. Ещё до отпуска я изучил план марины и решил вставать к среднему причалу, т.к. там хорошие глубины, а у нас осадка аж 2.36. Подходим к среднему причалу, места полно, ветра нет, всё круто, нас встречает сотрудник, держит муринг. Я паркуюсь и почему-то подплыл правее. Подал вперёд, снова назад - толку никакого. Сотрудник на это смотрит, давай, говорит, левее подрули. Я опять вперёд, назад - ни хрена не сдвигается левее. В итоге Тимур ему бросил швартов и он нас сам подтянул. Подруга схватила один муринг, я второй, несёмся к носу, выяснилось, что мой муринг уже занят соседней лодкой. Повязали один муринг, сотрудник сходил, всё это проверил и спросил у Тимура про меня - мол, чо, он совсем новичок? Да не, говорит Тимур, всё ок. Ну блин - говорю Тимуру, - если по неделе в полгода раз чартерить, откуда ж опыт возьмётся? Смотри, зашвартовали же, никого не зацепили, значит всё супер. Тимур был такого же мнения. Дальше он пошёл разведал обстановку - есть туалеты с душевыми и пляж. А ещё есть водное такси до Хвара, ну это я и так знал.
Сначала решили сходить на пляж. Дорога идёт через сосновую рощу, воздух - аж голова кружится, потом направо каменные ступёнки, которые спускаются к подобию бара, а ещё ниже хорватский пляж - кусок скалы, с сидящими на нём знойными хорватками. Пляж расположен в бухте, в центре на глубине якорная стоянка и моторки с громкой музыкой. Мы окунулись и пошли обратно. Тут надо сказать, что до этого кепку на яхте я ни разу не одевал и ваще считал бесполезной. Шея обгорала и руки обгорали - стал одевать футболку с длинным рукавом или лайкру, а на шею косынку. И сейчас весь переход тоже провёл без кепки. Провёл рукой по ёжику волос - чо-то ощущение неприятное какое-то. Обгорела-таки башка, доигрался. Всю неделю потом ходил в кепке, кожа с головы облезала сантиметровыми клочьями и башка чесалась. Так что будьте осторожны во всяких там южных странах!

Решили сходить в душ и съездить в Хвар - т.к. тут делать нечего. Водного такси есть два варианта: за 60 кун ходит по расписанию раз в полчаса, последнее в одиннадцать вечера. И есть за 100 кун до двух ночи. Звонишь по телефону - подъезжает катер. Цена сразу за оба конца - отвезут туда и привезут обратно. Время 18.15 - решили успеть на 18.30. Ломимся в душ, чих-пых, Тимур прибежал раньше, мы в 18.31, такси уехало, даже минуту ждать не стал. Тот, что за 100 кун говорит, хотя бы 5 человек наберётся и поеду. Ну мы уже трое, дали ему 300кун, сели, ждём. А я сижу и думаю - если мы завтра хотим выйти в 6 утра на Корчулу, то надо оплатить сегодня, т.к. офис марины работает с 7 до 22.00, а мы вернёмся явно позже десяти. Надо, говорю, сбегать оплатить сейчас - и ломанулся бегом в офис. Оплатил, дали мне документы - папку пластиковую. Я думаю, забежать занести их, что ли, на яхту, но нет, надо обратно, там люди ждут, я их задерживаю. Прибежал на катер, а там целая очередь. И выяснилось, что подруга не взяла фотик, т.к. мы торопились. И бежать вроде бы поздно за ним - орда уже сидит, щас поедем с минуты на минуту. Я расстроился - что ж у нас всегда всё через одно место? Эх, не умеем мы отдыхать - вечно всё бежим куда-то...

Ладно, думаю, хрен с ним, фотик забыли, ну что ж теперь, конец света, что ли? По крайней мере, увидим этот Хвар в реале, а фотки и в тырнете можно найти. Время, между прочим, уже почти семь, щас уже вторая лодка за 60 кун пойдёт. Наконец, мы поплыли. Сижу, как дурак, с папкой свёрнутой в рулон - пакета нет, положить некуда. Смотрю на виды вокруг, сзади катера вода бурлит. Приплыли в Хвар.
Сначала посмотрели площадь, порт, ну или городской причал, видели рекламную табличку "Rent a Hvar". Хотите, говорю, можно взять таксо и поехать посмотреть Стари Град, например? Или в прокат на сутки машину взять, завтра с утра съездить. Тимур спросил таксистов, сколько стоит проехать до Стари Града и обратно - выходило примерно 350 кун, а прокат машины за сутки 330 кун. Продолжили смотреть Хвар - углубились в улочки, вылезли на улицу с длинными широкими ступенями, которая постепенно поднималась наверх. Это конная дорога, - говорит Тимур. Мы можем сейчас свернуть направо и идти наверх более мелкими улочками или пойдём по конной дороге, будем идти дольше, но придём на то же место - на самую вершину. Раньше так строили.
По ходу осмотра Тимур начал выбирать ресторан. В этот раз мы были точно не в центре - нужно свернуть с площади, пройти через какие-то закоулки, оказаться на какой-то улочке, и там будет трёхэтажное здание, третий этаж которого - терраса. С террасы открывается вид на крепость. Тимур зарезервировал там столик и говорит - давайте ещё погуляем, а придём как раз, когда будет закат. Мы походили по конной улице, ещё раз насладились нестандартной геометрией Хвара - когда балкон дома с соседней улицы на одном уровне с улицей, по которой идёшь. Пофоткали виды на телефон и вернулись. Как оказалось, резерв столика был очень своевременный - свободных столов почти не осталось. Тимур сел так, что мог видеть и закат и крепость, а мы видели только крепость, потому что сидели спиной к закату, а крепость была сбоку.
Заказали снова рыбу на троих, салат мы взяли из осьминогов, а Тимур чо-то там с морепродуктами. К рыбе рекомендовали бутылку какого-то особого вина - то ли Пошип, то ли ещё что-то. Я доверил выбор Тимуру, - мне в общем всё равно, что пить, а ему нет. Вот пусть и выбирает. Под салат хряпнули винца, потом ещё, потом принесли рыбу, вино закончилось, взяли ещё то ли графин, то ли бутылку, Тимура вштырило, меня тоже, потом был десерт - баклава или что-то подобное и чай, потом Прошек, потом презент от ресторана - ракия Ореховица. Вот так мы и пожрали на 150 евро.
Когда мы вышли из ресторана, было уже темно. Закат давно произошёл. Погуляли ещё по ночному Хвару, посмотрели сувениры, купили магнитики, местную симку, позвонили водному такси. Приплыл катер, и мы понеслись по ночному морю обратно в Пальмижану. Теперь было почти ничего не видно. Только огни и темнота. Смотри, говорю подруге - вон один маяк, вон второй. Круто по ночному морю плыть - романтика, все дела. Подруга не разделила моего энтузиазма, хотя я больше прикалывался.
Приплыли в Пальмижану. Там всё подсвечивается, на берегу огоньки - видно гораздо больше, чем в море. Попили ещё чай на яхте, стали прикидывать завтрашний маршрут. Подруга не хотела идти в Корчулу, Тимур тоже сказал, что это далековато, и если тупо плыть весь день как сегодня, то это некруто. В этом я был вынужден с ним согласиться. А других вариантов особо не было, т.к. между Хваром и Корчулой никаких марин особо и нет. Ладно, говорю, завтра ещё посмотрим и решим.
@темы: ачот, Яхты и красивая жизнь