На маленьких лодках грота-фал крепится на правую утку на мачте. Стаксель-фал на левую. На Ладоге так и было, кстати. А на больших? А на больших он проходит через стопор, как и все остальные и крутится лебёдкой.
Раньше рулили веслом, которое называлось board и было с правой стороны. Правый борт поэтому назывался star board и им не причаливали, т.к. весло мешало и можно было его повредить. К порту причаливали соотвецтвенно левым бортом и он назывался port side. С тех пор названия остались.
Лифты и хэдеры.
читать дальшеНа попутных курсах переходим вперёд в кокпите, корма приподнимается, лодка идёт быстрее, это буит хэдер. На острых курсах наоборот уходим в корму, нос приподнимается на ветер, это типа "лифт".
Усиление и ослабление ветра похоже на лифты и хэдеры. Ветер усиливается, лодка идёт быстрее, вымпельный ветер перемещается ближе к корме, получается, лодка идёт острее к ветру - это типа лифт. Ветер ослабляется, лодка медленнее, вымпельный уходит от кормы, лодка как бы уваливается. Это аналогично хэдеру.
Но на порывах надо ещё и румпелем привестись. а на ослаблениях увалиться. Видимо, если изменение ветра достаточно сильное, одного изменения вымпельного ветра на прежнем курсе не хватает для компенсации изменений, нужно ещё помогать рулём (или регулировать паруса)
Первым всегда поднимают парус ближайший к корме, последним стаксель. А вот настраивать паруса всегда начинают со стакселя. Каждый последующий парус набивается чуть сильнее предыдущего - потому что он работает не на чистом ветре, а от аэродинамической щели предыдущего паруса, которая чуть поворачивает ветер. Получается, гики парусов не параллельно, а как бы по кругу - чем ближе к корме, тем ближе к ДП. Я ваще подозревал, но сомневался. А вот интересно, могут ли они переходить ДП или это будет закрытая задняя шкаторина и они начнут тормозить?
Обстенить паруса - значит обезветрить, когда ветер дует на них спереди,
Бугели. Стоячий такелаж крепится к корпусу путенсами, а к мачте (ну и ваще рангоутному дереву) бугелями.
Колдунчики на стакселе могут подниматься например только внизу или только вверху, а также по разным сторонам. Если внизу поднимаются, это значит нижняя шкаторина не натянута - каретку погона назад
Если поднимаются только вверху, а по всей длине паруса норм, значит большой твист - задняя шкаторина не натянута - каретку погона вперёд
Подветренные опадают - сзади нет ветра, сильно увалился - надо привестись или потравить шкот
Наветренные опадают - спереди мало ветра, сильно привёлся - надо увалиться или набить шкот
Погода. Красный закат = хорошая погода. На закате солнце просвечивает сквозь сухую пыль в воздухе и кажется красным, а раз пыль сухая, знач погода будет хорошая
Красный рассвет. Нормально нагретые за день предметы ночью собирают на себя росу, соотвецтвенно, утром воздух будет влажный. Если утром солнце красное, значит висит сухая пыль, значит, происходит какая-то нездоровая хуйня, жди ухудшения погоды.
Если далёкий берег вдруг внезапно кажется ближе - днём над поверхностью воды висит солевой налёт, который ухудшает видимость. Предштормовой воздух как-то там раздувает этот налёт, и видимость резко улучшается. А потом наступает пиздец.
Перед ночью или туманом намечаем точку на берегу, куда надо приплыть. Но плывём не прямо туда, а строго левее или правее. Когда мы достигнем берега, будем знать, куда поворачивать.
Узлы. Пушкарский узел - представляет из себя подвижный верёвочный блок. используется для удержания всяких крупных предметов.
Ещё узнал про буксирный узел и стопорный узел.
Как раньше меряли скорость. Была верёвка с узлами, завязанными через равные промежутки. К ней крепилась треугольная дощечка. Дощечку выкидывали за борт, верёвка выматывалась за ней, и считали узлы по песочным часам 28 секунд. Потом кол-во узлов переводили в скорость. Отсюда до сих пор скорость меряется в узлах.
В общем, полезная книжка, я щитаю, хорошо, что приобрёл.
@темы:
Яхты и красивая жизнь,
книжки