Тут нада чота умное напейсать! Шоб сказал, как отрезал! Но чота ничо не приходит вголову, сцуко (( :D
День десятый (вт 30.07.2013)День десятый (вт 30.07.2013). С утра встаём, Слава смотрит GRIB - это файл с прогнозом погоды. Говорит, ожидается ухудшение погоды, точнее, оно уже наступило. В шесть утра куча яхт отсюда отваливали, чтобы успеть до ухудшения, а мы уже не успели. По GRIBу ветер до 30 узлов, а GRIB обычно занижает. Сильный ветер будет дуть дня три, а это для нас не вариант - у нас в пятницу экзамен, а в субботу уже самолёт. Так что придётся идти сейчас. Ну, покачает чуть-чуть, что поделаешь, зато при таком ветре быстро долетим. О, круто! - подумал я - наконец-то в полной мере можно будет увидеть гоночные качества нашей лодки! Посмотрим, с какой скоростью она пойдёт при сильном ветре!
Капитан сегодня Борис, я штурман, Марина кок-радист. Выходим. Пока шли за волноломом, вода ровная, ветер тоже не сильный. Вышли за волнолом, ветер усилился. Во блин, думаю, надо быстрее поставить паруса, пока не сдуло. Рванулись к мачте, поднимаем грот, и в это время я смотрю вниз. А когда стоишь у мачты в полный рост, смотришь на воду с высоты больше трёх метров. Ну вот, смотрю я вниз, на море, и вижу, как мимо яхты пробегает волна. И что в этой волне необычно - размер - высота метра полтора! И это не просто одинокий горб, а линия, которая тянется далеко-далеко. Одна прошла, вторая такая же появилась. Фига се, думаю, ладно, показалось, наверное.
Поставили грот, развернули геную, отошли от волнолома в открытое море, а там ветер сильнее, волны ещё больше стали - полтора-два метра! Подветренный борт у нас касается воды, поэтому из-под него особенно эффектно полутораметровые волны выкатываются. Мы все притихли, я перепугался, бляя, думаю, быстрей бы прожить этот день, дойти до этого Бара, и больше никогда!.. По идее, раз ветер сильный, должны пройти быстрее, чем за 20 часов. На лаг посмотрел, добавил 100 миль. Вот, думаю, когда будет столько, значит, мы на месте.
Ветер усилился, яхту стало сильно кренить, от этого она плохо рулится. Немного уменьшили геную. Теперь грот стал слишком большой, яхта стала приводиться - разворачиваться носом на ветер, пришлось потравить грот. Потравить это не уменьшить его площадь, а просто гик отпустить в подветренную сторону, чтобы меньше клонило. Ветер усиливается - скидываешь со стопора гика-шкот, гик уходит дальше от ДП, ветер слабеет - добираешь гика-шкот, гик подтягивается в ДП. ДП это диаметральная плоскость судна - т.е. которая делит судно вдоль, от носа до кормы. Грот пришлось сильно потравить, а генуя по-прежнему набита, хоть и закручена чуть-чуть. Поток ветра от генуи дует на подветренную сторону грота и вместо правильной формы грот у мачты вздувается пузырями.
Яхту качает нещадно, высоко поднятый наветренный борт защищает нас от волн, но некоторые всё же перехлёстывают и окатывают нас потоком солёной воды за шиворот. Дальше вода стекает по банкам и полу кокпита, поэтому где бы ты ни сидел - вся жопа мокрая и спина тоже. Впрочем, ярко светит солнце, мы высыхаем быстро и нам пока не холодно. Когда я сидел на дне кокпита и смотрел на волны, то над гребнями видел радугу. На гребнях брызги вверх взлетают, оттого и радуга. Во, думаю, хоть что-то хорошее в окружающем пейзаже.
Борису повезло меньше всех - он капитан, с самого начала ему пришлось рулить по этим волнам. С другой стороны, он занят делом и ему не так стрёмно. Я попробовал спуститься вниз в кают-компанию, чтобы не видеть этот пиздец из волн, заодно мне сказали посмотреть там в навигатор, правильно ли мы идём. Спускаюсь, гляжу в навигатор, а пол перекошен, всё качается, и меня стало тошнить, голова закружилась - приступ морской болезни. Я срочно вылез наружу, стал глубоко дышать, смотреть на горизонт, вроде полегчало. А то если ещё и развезёт в таких условиях, это будет ваще.
Дальше вниз спустилась Марина. Говорит, у нас тут вода в салоне. Вот это номер! Тут погода такая, а мы ещё и подтекаем! Вода на вкус пресная, Слава решил, что это протекает один из наших водяных танков (баков). То ли горловину до конца не закрутили, то ли трещина в нём. Сейчас он под креном и поэтому течёт. Попробовали включить электрическую помпу - что-то она у нас не откачивает, надо попробовать ручной. Рычаг ручной помпы в кормовом локере. Вжимаясь в кокпит, как краб подползаю к локеру, открываю, достаю рычаг, втыкаем его в помпу, начинаю качать. Качаю, качаю, задолбался уже, вода уходит, но слишком медленно. Наконец, вроде откачалось.
Слава сказал, давайте всё-таки зарифим грот. Тогда и клонить меньше будет. Включили двигло, разворачиваем лодку против ветра, её волнами в нос долбит нещадно, а главное, тут же разворачивает и кладёт набок - в дрейф. И волны, волны... Слава ему говорит - давай, ставь её в левентик. Борис пытается это сделать, в итоге мы на боку, я раскорячившись на дне кокпита:"это не левентииик!" И так два раза. В итоге Слава сказал, хер с ним, пойдём так. А дело было в том, что нужно было геную сначала убрать. Из-за неё нас клало в дрейф. Но это потом, в тиши кабинета легко выводы делать, а тогда ни одному из нас такое не пришло в голову. Так и пошли дальше.
Проплываем научную станцию. По пути туда мы её тоже проплывали. Слава сказал взять крюйс-пеленг - это когда на один и тот же объект пеленг берётся два раза, по лагу смотрится расстояние и рассчитывается наше местоположение. Пеленг взяли, а посчитать договорились потом, когда придём. Борис на руле, я сполз на дно кокпита и держу гика-шкот - на случай, если придёт порыв и будет нас сильно клонить, я сразу скину грот. Слава осуществляет общее руководство, Марина то сидит в кокпите, то спускается в кают-компанию - посмотреть в навигатор. Сижу, значит, отрабатываю качку - корпусом наклоняюсь то влево, то вправо, чтобы вертикально оставаться. Да и сидя волн особо не видно - не так стрёмно. Периодически смотрю на лаг - скоко там осталось и какая скорость, а также на ветроуказатель - скоко там шарашит и не усиливается ли? Если усиливается, то ааа, страшно, если ослабевает, то ура! Ветер колебался в пределах 28..31 узел, иногда падал до 26. Токо не помню, был ли это истинный или вымпельный ветер. По-моему, вымпельный.
Идём курсом бейдевинд, 30 градусов. Это если стоишь в корме и смотришь на компас, будет 30 градусов. Если сидишь на наветренном борту, как это делал Борис, то компас видишь слева, и курс у него будет 300 градусов. И вот, Борис говорит мне - мол, пойду в сортир, ты пока порули. Я и сам хотел порулить, потому что понимал, что целый день ему тяжело будет стоять. Сел я, значит, слева и не понимаю, куда крутить штурвал. Попробовал встать спиной к корме - вроде проще, но тоже не всегда соображаю, иногда сильно перекладываю руль, а потом так же сильно обратно. А когда сбоку сидишь, вообще непонятно куда крутить. При спокойной погоде я бы конечно разобрался, а тут погода неспокойная. Несколько раз разворачивался носом на волну, потом лихорадочно обратно. Потом вышел Борис, меня сменил, и я больше не рвался рулить. В этот момент, кстати, были волны 2.5, а то и 3 метра. А как я понял, что это 3 метра? А на глаз прикинул - явно больше двух.
Так мы и шли. Постепенно привыкли, осмелели. Пару раз видели другие суда вдалеке. Но видно их плохо - то мы, то они скрываются в волнах. А вообще в такую погоду мало кто в море выходит. Поначалу я закинул свой телефон в салон, чтобы он не выскочил и не утонул. Когда Марина в очередной раз пошла вниз, попросил его достать и заснял немножко видео - со дна кокпита. Марина потом тоже засняла видео на свой телефон, но там надо было нажать кнопку "сохранить" или типа того, она не нажала и ничего не сохранилось. Обидно. А обычно в такие моменты не до видео, и именно их потом просматривать интереснее всего. Парадокс, да.
Как-то мы заметили, что у нас какой-то фал болтается. Слава попытался его поймать, и-таки поймал! Зацепил за что-то, через некоторое время он снова отцепился.
Слава пошёл спать, Борис рулит, я с ним рядом сижу. Время уже часов шесть, солнце клонится к закату, я на лаг поглядываю, много прошли, скоро придём уже, а берега всё не видно. Видно только стройные ряды водяных валов с белыми гребнями. Они идут к нашей яхте от самого горизонта, проходят под ней и снова уходят за горизонт.
- Хорошо, что мы так попали, - говорит Борис. - А то так получишь корочку, думаешь, всё, я капитан, а потом выйдешь в такое море: "Ух! Ни хуя себе!"
- Эт точно, - отвечаю я
Слава вылез наружу, объявил, что уже виднеется берег. Из берега виднелась только гора Румия, которую с середины моря видно. Это нас не сильно ободрило. Марина спустилась в кают-компанию, порезала нам апельсин и сделала бутеры. Мы всё это с аппетитом сожрали - т.к. не ели с утра, а щас уже вечер. Потом она сказала, что по навигатору нам ещё идти миль 40, а по лагу мы уже почти на месте. После этого я перестал обращать внимание на этот лаг - хер знает, что он там кажет, один хрен неправильно.
Солнце стало заходить, спустились сумерки, мы зажгли огни, я полез одевать страховочную обвязку, спасжилеты на нас уже были почти с самого начала. Залез, значит, в нашу каюту, одел куртку, а то уже холодно, - до этого был только в шёлковых штанах и футболке. Потом достал обвязку, скинул жилет, одеваю обвязку, а руки не слушаются. Снаружи волны плещут, ветер воет, всё качается, а я всё застегнуть не могу. И думаю: "бля, не могу поверить, что всё это происходит со мной наяву, а не где-то в кино. А ведь происходит же! Справился с обвязкой, одел жилет, а сам думаю - а как же Борис? Ты-то тут, ссыкло, всё на себя надел, а человек рулит, спасает наши шкуры и без обвязки! Но чтобы он смог её надеть, мне придётся рулить! О, нет! Я днём-то с этим еле справлялся, а щас сумерки, не видно ни хрена. Но выход был найден! Я взял с собой обвязку и надел её на Бориса, так сказать, без отрыва от производства.
Пристегнули обвязки к тросу, а у меня теперь другая проблема - яхту же сильно клонит. Значит, если вдруг она перевернётся и потонет, а мы к ней привязаны, это ж пиздец! Держу руку на карабине - вроде чем-то занят. Хотя, если вдуматься, если яхта перевернётся, ну отстегнёшься ты, дальше-то что? Окажешься посреди моря, куда плыть, ну примерно знаешь... бррр! Ну ваще, если яхта перевернётся, то так же обратно и встанет. Если был к ней пристёгнут, на ней и останешься, если нет и не удержался - ну трындец, значит, кто тебя там найдёт, в темноте-то?
Совсем стемнело, периодически видим огни других судов, как-то невдалеке от нас проходил паром - ему эти волны как слону дробина. Вдруг неожиданно ветер стих. Не успели, сказал Слава. Включили двигло, идём, то что мы не успели нас не расстроило, совсем даже наоборот, мы повеселели, стали шутить. Геную скрутили совсем, грот остался поднятым. Идём, уже видно берег, там огни, кажется, он совсем рядом. Слава сказал, это Ульцинь. Видимо, пока мы шли через Южный Ядран (Южная Адриатика), нас снесло на юг ниже Бара, а ведь мы шли так остро, как только могли. В общем, плывём, радостные, что всё позади, шутим.
Часа два так плыли, вдруг радио на 16м канале оживилось. Ну ваще, оно целый день чо-то там вещало, но мы его особо не слышали, а щас тишина, и вот, оно говорит: "Упозоренье! Упозоренье!" = "Внимание! Внимание!" "...хуё маё, штормовое предупреждение по городам Герцег Нови, и т.д. и т.п..." Слава говорит, ну, ёлки, это не нам, это где-то там, мы только что прошли через это всё. И тут небольшой порыв ветра пригнул наш грот, а за ним ещё один, посильнее. И началось! Я про себя выругался, потом ещё и ещё. Думаю: "ты ж уже дул, бля, вроде успокоился, какого хера тебе ещё не хватает?"
Также подумал, что наша ошибка - не зарифить грот, пока было тихо. Потому что если стихло, никто не даст гарантии, что оно не начнётся вновь. Даже наоборот - скорее начнётся, чем нет.
Мы напротив Бара и, сцуко, дует точно оттуда, куда нам надо идти! А ветер всё крепчает. Под двигателем скорость упала сначала до двух узлов, потом вообще до полутора. До берега ещё миль двадцать, при таком раскладе нам идти ещё десять часов. Я снова сел на гика-шкот, если будет сильно клонить, потравлю. Слава одел свой штормовой комбез - ночка будет та ещё. Пошли на гроте, галсами. Марина внизу, смотрит в навигатор. Справа мыс Црни (Чёрный), слева мыс Волуица, мы входим в бухту, нас оттуда выдувает со страшной силой.
Слава стоит впереди, командует, Борис на корме за штурвалом - ни хрена не слышит, я получаюсь между ними - сижу на дне кокпита. Борис не слышит Славу, но меня слышит, а я слышу Славу, поэтому транслирую его команды Борису и наоборот. А ещё Борис уже устал, как-никак весь день рулит.
Слава Борису: рулевой, острее к ветру, нас сносит
Борис: левее, правее?
Я Борису: острее к ветру... ближе к ветру... левее!
Борис пытается брать левее: она не идёт, всё, уже до отказа
Слава: ладно, пока идём, как есть... поворачиваем!
Борис: что?
Я Борису: Поворачиваем!
Борис начинает выкручивать штурвал, а я выбираю гика-шкот в ДП, потом постепенно травлю. Мы перевалились на другой борт, идём теперь к мысу Црни. А вокруг свист ветра - пиздец, брызги, ветер гораздо сильнее, чем был целый день. А кругом громоздятся чёрные волны, и я лежу на дне кокпита, чтобы их не видеть. Бляя, думаю, неужели это всё происходит со мной? Раньше только в кино смотрел, как парусник в шторм борется со стихией, а тут ты сам на этом паруснике и хер знает, чем это всё закончится. Ну бля, если мы выберемся отсюда живыми... за одну эту ночь... нажрался этого яхтинга, Южного Ядрана и крутых бейдевиндов на дцать лет вперёд по самые гланды! Больше никогда!.. Ааа!
Ветер: щщщ!
Слава: острее к ветру!
Борис: поворачивать?
Слава: острее к ветру!
Борис: поворачивать?
Я Борису: острее к ветру!
Ветер: щщщ!
Борис: левее правее?
Я: ближе к ветру... эээ... значит правее...
Борис пытается вырулить правее, до какого-то момента у него это получается
Слава: так держать...
Ветер: щщщ!
Марина (глядя в навигатор): Слава, нас несёт прямо на скалы!
Слава Марине: не волнуйся, навигатор запаздывает
Слава Борису: нас несёт на мыс Волуица! Кууурс! Рулевой, держи кууурс!
Ветер: щщщ!
Борис: я не могу, она не идёт
Я: скидывать?
Борис: скидывай!
Я: тр-тр-тр ещё?
Борис: ещё!
Ветер: щщщ!
Я: тр-тр-тр ещё?
Борис: хорош!
Слава Борису: поворачиваем!
Я Борису: поворачиваем!
И так несколько раз.
Слава: Мы не можем пройти за мыс на одном гроте, нас сносит. Давайте геную откроем, хоть кусочек.
Мы сидим с каменными мордами. Геную открывать не хотим. Открыть её, значит ещё увеличить парусность, а нас и так кренит будь здоров. Хотя, если бы Слава сам её открыл или сказал бы, мол, всё, открываем, мы бы тоже не возражали.
Ладно, говорит Слава, тогда пойдём так. Ещё несколько галсов и нам удалось прорваться за мыс. Там, то ли ветер ослаб, то ли рядом с берегом уже не так дует, мы смогли пойти на двигателе. Борис передал управление Славе - заход в марину при таком ветре будет сложным. В марину Слава заходить не рискнул, бросили якорь рядом в бухте. Якорь забрал, держит. Скинули грот, надо было его обвязать, чтоб ветром не трепало - пытаюсь завязать беседку - и не могу! Не получается! Ладно, хрен с ним, завязал другим узлом. Время 4:20 утра, среда.
Фуу, говорит Слава - такая херня у меня первый раз!
Решили пожрать, раз такое дело. Достали оставшуюся курицу-гриль, Слава уже схавал приличный кусок, я только начал и говорю: чо-то она вроде не совсем свежая. Принюхались, вроде да. Решили её выкинуть и легли спать. Я пару раз вылезал, проверял якорь по створу, вроде стоим. Ну, кроме меня наверное и Слава его проверял.
День одиннадцатый (ср 31.07.2013)День одиннадцатый (ср 31.07.2013). Проснулись днём. Ярко светит солнце, хотя и не жарко. Порывы ветра случаются, но в бухте они не так чувствуются, как в открытом море, поэтому насколько они сильны - судить трудно. Слава сказал, что курица не пошла ему на пользу, всё-таки испортилась. А мне повезло, я её съел совсем чуть-чуть и ничего не почувствовал. Слава позвонил другим инструкторам, которые были в марине, и они разработали план швартовки. Обвешали имеющимися кранцами нашу лодку. Основательно обвешали кранцами лодки на будущем месте швартовки. Суть плана: сняться с якоря, и когда будет относительно тихо, зайти в марину и зашвартоваться. Так и сделали. Нам повезло, пока мы швартовались, так и не дунуло. Даже непонятно, чего мы все так испугались. С другой стороны, если что-то произойдёт, будет уже поздно, поэтому всегда лучше перестраховаться, даже если кому-то это кажется смешным, зато не иметь потом геморроя.
В общем, пришвартовались. Какое же это было счастье - снова почувствовать под ногами твёрдую землю! Опреснили лодку, подключили воду и электричество. И сразу всплыли другие проблемы, которых мы до этого не замечали. У меня даже волосы все были седые от соли, яхтенные башмаки, штаны и вся одежда тоже седая. Трусы основательно просолились и от этого кожа на жопе и ногах воспалилась - ходишь, всё трётся же. Кость на бедре слева, которая выступает где карманы на брюках, тоже стала болеть. Видимо, я долго сидел в кокпите, а там твёрдо и холодно, и её простудил. Да и вообще, поскольку я считай сутки сидел жопой на твёрдом полу кокпита и туда же стекала холодная солёная вода, это повлияло не лучшим образом, и два дня после этого мне было некомфортно сидеть на деревянных скамейках и вообще твёрдых поверхностях - жопа болела, да и ходил я как-то странно, прихрамывая. Вот шо такое море, блядь! По лагу мы накрутили 150 миль! Видимо, на волне его как-то подкручивало. Вот и верь теперь всяким лагам!
Первым делом мы сходили в душ и смыли с себя всю соль, насколько это было возможно и переоделись в несолёное бельё. Потом опреснили всю одежду. Свои яхтенные башмаки я три раза погружал полностью в воду, полоскал, и всё равно на них выступала соль. Штаны пришлось опять же постирать, куртку из шланга промыть и повесить сушиться на яхте. После этого Слава объявил отдых. Поскольку ветер продолжается и с этим ничего не сделаешь. Я бесцельно пошатался по Бару, избегая долго сидеть на скамейках, да и ходить много тоже особо сил не было. Вернулся на яхту и там повалялся, чаю попил. Да, крюйс-пеленг Марина потом посчитала. Вполне прилично получилось.
Про ветер на побережье Слава сказала, что это был(а) бора или бура. Катабатический (нисходящий) ветер. С той стороны гор накапливается холодный воздух, а с этой тёплый. Холодный переваливает через гору и, разгоняясь, устремляется вниз с большой скоростью. Порывы могут доходить до 50 узлов и задувать до 20 миль в море. Предсказать такие ветры трудно, поэтому датчики стоят прямо в горах, и когда там начинается, внизу есть запас в несколько минут, чтобы подготовиться. Именно в этот момент по рации объявляют штормовое предупреждение.
Вечером, как обычно, ужин и тост за счастливое возвращение.
День двенадцатый (чт 01.08.2013)День двенадцатый (чт 01.08.2013). Сегодня опять ветер, мы отдыхаем. Вечером вроде поутихло, Слава предложил потренить швартовку. По-моему, каждый заходил по два раза, кончилось тем, что мы намотали на винт линь муринга. Хер его знает, как так получилось (швартовался не я!). Муринг, как вы помните, это канат, который одним концом привязан к дну, а другим к берегу. Но он не сразу прям к берегу привязан, а чтобы не тратить ценный канат, его привязывают к тонкой верёвке, а уже её к берегу. И когда ты вытягиваешь из воды муринг, сначала тянешь эту верёвку - линь, и за неё поднимаешь со дна канат. Вот её-то мы на винт и намотали. Слава сказал, сейчас темно уже что-то делать, с утра разберёмся. Ополоснули лодку и пошли ужинать.
Ужинать пошли снова в то место с живой музыкой. Я ведь так и не заказал тогда песню, поэтому рискнул в этот раз. Музыканты сказали, мол, щас "странска часть" = "иностранные песни" на английском они щас поют, короче, а потом, когда будет на српском, тогда и подходи. И снова мы не дождались српской части, покандыбали на яхту. Видно, не судьба, ну да ладно.
День тринадцатый (пт 02.08.2013)День тринадцатый (пт 02.08.2013). С утра Слава с ножом и в маске нырял, чтобы срезать линь с винта. Много раз ему пришлось заныривать, а вода с утра холодная. Наконец, он всё срезал и сказал, что вроде под сальник линь не затянуло, всё в порядке, обойдёмся без ремонта. Сегодня случится то, к чему мы усиленно готовились почти две недели. Сегодня экзамен, ааа! И я очень рассчитываю, что его сдам, потому что второй раз всё это проходить у меня не хватит ни средств, ни времени. Конечно, мандраж, все дела. И нам повезло! Первый бонус - экзамен будет принимать Слава. Второй бонус - учитывая то, что из-за ветра у нас было мало времени подготовиться, экзамен пройдёт в формате обычного занятия - без напряга. Т.е. выйдем в море, по очереди покрутим повороты, половим МОБа, все дела, а Слава будет за каждым из нас наблюдать и по результатам сделает оргвыводы - кого можно выпускать в море, а кого рановато. Поэтому не расслабляться, а показать лучшее, на что способны и всё такое. Швартовка в одно рыло тоже отменяется. Но если будут желающие, то можно и сделать. Желающих не оказалось.![:gigi:](http://static.diary.ru/picture/1134.gif)
Яркий солнечный денёк. Ветер вроде как улёгся, но в любой момент может прийти порыв. А чо делать? Экзамен-то надо проводить. Выходим в море. Я думал - будут руки дрожать - у меня ещё свежи воспоминания о той памятной ночи - чёрные волны до неба
и свист ветра с брызгами. Но нет, всё ок, вижу спокойное море и совершенно не парюсь, каким оно может быть. Поставили паруса, стали по очереди выполнять все элементы программы. Труднее всего мне давался ебучий МОБ - я никак не мог соотнести скорость яхты с его местоположением и первый раз всегда промахивался, но со второго раза ловил. Пока крутили повороты, я даже успел заснять немного видео на телефон. Правда, там почти ничего не видно, только крен и паруса. ![:D](http://static.diary.ru/picture/1131.gif)
Практическая часть закончилась, вроде все мы выступили нормально, началась теоретическая. Нужно было прослушать запись прогноза погоды и записать на бумаге её содержимое. Прогноз состоит из трёх частей. Третья часть - это навигационные предупреждения от местной береговой службы, если они есть. Сам прогноз можно найти и в тырнете, а предупреждения - только по рации после прогноза. Конечно, нам всем дали записи прогнозов с этими предупреждениями. Прогноз передаётся на двух языках - английском и национальном, в данном случае сербском. Мне повезло, я немного знал сербский, и воспринимать прогноз на нём было даже легче. А всё, что не понял, можно уточнить потом во время прослушивания на английском.
Ещё нам показывали карточки с сигнальными огнями, и ещё надо было написать теоретические вопросы. Мне досталось устройство паруса и что-то ещё, уже не помню. Короче, я всё написал. Экзамен сдали все. Ура, товарищи! ААА! У меня будет шкиперский сертификат! Я щитай копетан!
Потом мы делились впечатлениями об экзамене, прям как школьники или студенты, гыгыгы. Потом не помню уже, что делали, помню, что когда решили пойти на банкет по случаю, уже стемнело. Пошли в китайский ресторан - захотелось экзотики. Бабло у меня опять кончилось, надо было идти снимать с карты, но Борис снова заплатил за меня. Сегодня снова была сальса, но танцевать мы не пошли - притомились. Видимо, сказалась накопленная усталость за всё время обучения. Зато мы хорошо погуляли по вечернему, а потом и ночному Бару. Борис ушёл спать на другую лодку, мы с Мариной ещё попили чай на яхте, потрындели о жизни, потом тоже пошли спать.
День четырнадцатый (сб 03.08.2013)День четырнадцатый (сб 03.08.2013). Сегодня я понял, что всё позади, корочка у меня в кармане, поэтому делать ничего уже не хотелось. А может, это сказалось эээ огромное физическое напряжение и всё такое. Но тем не менее, делать надо. Таковы правила. Марина поедет в Подгорицу и проведёт там ещё несколько дней, Борис остаётся здесь, делать ендорсмент - попрактиковаться два-три дня на моторке и получить права ещё и на моторную яхту. Собстенно, из-за них он сюда и приехал. А мы со Славой улетаем, только он в два из Подгорицы, а я в три из Тивата.
Пошли прицениваться. Тот товарищ, который привёз меня сюда, заломил с каждого по 40 евро. Я разозлился, по идее, если двоих везёшь, надо скидку делать. А он ответил, мол, я могу вас и по отдельности отвезти, Тиват и Подгорица не по пути ни разу. Вот же ж, думаю, какой гад! Хотел было на местном такси уехать, пошёл приценился к таксистам, они ту же сумму называют. Тогда я подумал, мол, я тоже хорош, готов усраться, лишь бы не дать своему соотечестеннику заработать. Ладно, говорю Славе, раз такая фигня, пусть он нас везёт. Сначала он отвёз Славу в Подгорицу, пока ехали, я видел краем глаза Скадарское озеро, ну и аэропорт Подгорицы увидел. А потом в Тиват. Самолёт вылетал в три по-черногорскому, по-московскому это в пять, три часа полёта - уже восемь, ещё час на получение багажа и прочее, уже девять. Меня встречала подруга. Пока её ждал, телефон почти разрядился, я написал смс, где буду ждать, она подъехала, довезла меня до дома, время уже до хрена было, меня эмоции переполняют, а ей уже спать охота, а мне завтра на работу.
Итоги. Ну, короче, это было одно из самых офигенных приключений в жизни, а те сутки в море, когда мы шли из Италии, я запомнил на всю жизнь, и мне ещё долго по ночам кошмары снились
Если вы тоже хотите пройти такую практику, даже не сомневайтесь! Рекомендую! Впечатлений хватит надолго! ![:gigi:](http://static.diary.ru/picture/1134.gif)
Капитан сегодня Борис, я штурман, Марина кок-радист. Выходим. Пока шли за волноломом, вода ровная, ветер тоже не сильный. Вышли за волнолом, ветер усилился. Во блин, думаю, надо быстрее поставить паруса, пока не сдуло. Рванулись к мачте, поднимаем грот, и в это время я смотрю вниз. А когда стоишь у мачты в полный рост, смотришь на воду с высоты больше трёх метров. Ну вот, смотрю я вниз, на море, и вижу, как мимо яхты пробегает волна. И что в этой волне необычно - размер - высота метра полтора! И это не просто одинокий горб, а линия, которая тянется далеко-далеко. Одна прошла, вторая такая же появилась. Фига се, думаю, ладно, показалось, наверное.
Поставили грот, развернули геную, отошли от волнолома в открытое море, а там ветер сильнее, волны ещё больше стали - полтора-два метра! Подветренный борт у нас касается воды, поэтому из-под него особенно эффектно полутораметровые волны выкатываются. Мы все притихли, я перепугался, бляя, думаю, быстрей бы прожить этот день, дойти до этого Бара, и больше никогда!.. По идее, раз ветер сильный, должны пройти быстрее, чем за 20 часов. На лаг посмотрел, добавил 100 миль. Вот, думаю, когда будет столько, значит, мы на месте.
Ветер усилился, яхту стало сильно кренить, от этого она плохо рулится. Немного уменьшили геную. Теперь грот стал слишком большой, яхта стала приводиться - разворачиваться носом на ветер, пришлось потравить грот. Потравить это не уменьшить его площадь, а просто гик отпустить в подветренную сторону, чтобы меньше клонило. Ветер усиливается - скидываешь со стопора гика-шкот, гик уходит дальше от ДП, ветер слабеет - добираешь гика-шкот, гик подтягивается в ДП. ДП это диаметральная плоскость судна - т.е. которая делит судно вдоль, от носа до кормы. Грот пришлось сильно потравить, а генуя по-прежнему набита, хоть и закручена чуть-чуть. Поток ветра от генуи дует на подветренную сторону грота и вместо правильной формы грот у мачты вздувается пузырями.
Яхту качает нещадно, высоко поднятый наветренный борт защищает нас от волн, но некоторые всё же перехлёстывают и окатывают нас потоком солёной воды за шиворот. Дальше вода стекает по банкам и полу кокпита, поэтому где бы ты ни сидел - вся жопа мокрая и спина тоже. Впрочем, ярко светит солнце, мы высыхаем быстро и нам пока не холодно. Когда я сидел на дне кокпита и смотрел на волны, то над гребнями видел радугу. На гребнях брызги вверх взлетают, оттого и радуга. Во, думаю, хоть что-то хорошее в окружающем пейзаже.
Борису повезло меньше всех - он капитан, с самого начала ему пришлось рулить по этим волнам. С другой стороны, он занят делом и ему не так стрёмно. Я попробовал спуститься вниз в кают-компанию, чтобы не видеть этот пиздец из волн, заодно мне сказали посмотреть там в навигатор, правильно ли мы идём. Спускаюсь, гляжу в навигатор, а пол перекошен, всё качается, и меня стало тошнить, голова закружилась - приступ морской болезни. Я срочно вылез наружу, стал глубоко дышать, смотреть на горизонт, вроде полегчало. А то если ещё и развезёт в таких условиях, это будет ваще.
Дальше вниз спустилась Марина. Говорит, у нас тут вода в салоне. Вот это номер! Тут погода такая, а мы ещё и подтекаем! Вода на вкус пресная, Слава решил, что это протекает один из наших водяных танков (баков). То ли горловину до конца не закрутили, то ли трещина в нём. Сейчас он под креном и поэтому течёт. Попробовали включить электрическую помпу - что-то она у нас не откачивает, надо попробовать ручной. Рычаг ручной помпы в кормовом локере. Вжимаясь в кокпит, как краб подползаю к локеру, открываю, достаю рычаг, втыкаем его в помпу, начинаю качать. Качаю, качаю, задолбался уже, вода уходит, но слишком медленно. Наконец, вроде откачалось.
Слава сказал, давайте всё-таки зарифим грот. Тогда и клонить меньше будет. Включили двигло, разворачиваем лодку против ветра, её волнами в нос долбит нещадно, а главное, тут же разворачивает и кладёт набок - в дрейф. И волны, волны... Слава ему говорит - давай, ставь её в левентик. Борис пытается это сделать, в итоге мы на боку, я раскорячившись на дне кокпита:"это не левентииик!" И так два раза. В итоге Слава сказал, хер с ним, пойдём так. А дело было в том, что нужно было геную сначала убрать. Из-за неё нас клало в дрейф. Но это потом, в тиши кабинета легко выводы делать, а тогда ни одному из нас такое не пришло в голову. Так и пошли дальше.
Проплываем научную станцию. По пути туда мы её тоже проплывали. Слава сказал взять крюйс-пеленг - это когда на один и тот же объект пеленг берётся два раза, по лагу смотрится расстояние и рассчитывается наше местоположение. Пеленг взяли, а посчитать договорились потом, когда придём. Борис на руле, я сполз на дно кокпита и держу гика-шкот - на случай, если придёт порыв и будет нас сильно клонить, я сразу скину грот. Слава осуществляет общее руководство, Марина то сидит в кокпите, то спускается в кают-компанию - посмотреть в навигатор. Сижу, значит, отрабатываю качку - корпусом наклоняюсь то влево, то вправо, чтобы вертикально оставаться. Да и сидя волн особо не видно - не так стрёмно. Периодически смотрю на лаг - скоко там осталось и какая скорость, а также на ветроуказатель - скоко там шарашит и не усиливается ли? Если усиливается, то ааа, страшно, если ослабевает, то ура! Ветер колебался в пределах 28..31 узел, иногда падал до 26. Токо не помню, был ли это истинный или вымпельный ветер. По-моему, вымпельный.
Идём курсом бейдевинд, 30 градусов. Это если стоишь в корме и смотришь на компас, будет 30 градусов. Если сидишь на наветренном борту, как это делал Борис, то компас видишь слева, и курс у него будет 300 градусов. И вот, Борис говорит мне - мол, пойду в сортир, ты пока порули. Я и сам хотел порулить, потому что понимал, что целый день ему тяжело будет стоять. Сел я, значит, слева и не понимаю, куда крутить штурвал. Попробовал встать спиной к корме - вроде проще, но тоже не всегда соображаю, иногда сильно перекладываю руль, а потом так же сильно обратно. А когда сбоку сидишь, вообще непонятно куда крутить. При спокойной погоде я бы конечно разобрался, а тут погода неспокойная. Несколько раз разворачивался носом на волну, потом лихорадочно обратно. Потом вышел Борис, меня сменил, и я больше не рвался рулить. В этот момент, кстати, были волны 2.5, а то и 3 метра. А как я понял, что это 3 метра? А на глаз прикинул - явно больше двух.
Так мы и шли. Постепенно привыкли, осмелели. Пару раз видели другие суда вдалеке. Но видно их плохо - то мы, то они скрываются в волнах. А вообще в такую погоду мало кто в море выходит. Поначалу я закинул свой телефон в салон, чтобы он не выскочил и не утонул. Когда Марина в очередной раз пошла вниз, попросил его достать и заснял немножко видео - со дна кокпита. Марина потом тоже засняла видео на свой телефон, но там надо было нажать кнопку "сохранить" или типа того, она не нажала и ничего не сохранилось. Обидно. А обычно в такие моменты не до видео, и именно их потом просматривать интереснее всего. Парадокс, да.
Как-то мы заметили, что у нас какой-то фал болтается. Слава попытался его поймать, и-таки поймал! Зацепил за что-то, через некоторое время он снова отцепился.
Слава пошёл спать, Борис рулит, я с ним рядом сижу. Время уже часов шесть, солнце клонится к закату, я на лаг поглядываю, много прошли, скоро придём уже, а берега всё не видно. Видно только стройные ряды водяных валов с белыми гребнями. Они идут к нашей яхте от самого горизонта, проходят под ней и снова уходят за горизонт.
- Хорошо, что мы так попали, - говорит Борис. - А то так получишь корочку, думаешь, всё, я капитан, а потом выйдешь в такое море: "Ух! Ни хуя себе!"
- Эт точно, - отвечаю я
Слава вылез наружу, объявил, что уже виднеется берег. Из берега виднелась только гора Румия, которую с середины моря видно. Это нас не сильно ободрило. Марина спустилась в кают-компанию, порезала нам апельсин и сделала бутеры. Мы всё это с аппетитом сожрали - т.к. не ели с утра, а щас уже вечер. Потом она сказала, что по навигатору нам ещё идти миль 40, а по лагу мы уже почти на месте. После этого я перестал обращать внимание на этот лаг - хер знает, что он там кажет, один хрен неправильно.
Солнце стало заходить, спустились сумерки, мы зажгли огни, я полез одевать страховочную обвязку, спасжилеты на нас уже были почти с самого начала. Залез, значит, в нашу каюту, одел куртку, а то уже холодно, - до этого был только в шёлковых штанах и футболке. Потом достал обвязку, скинул жилет, одеваю обвязку, а руки не слушаются. Снаружи волны плещут, ветер воет, всё качается, а я всё застегнуть не могу. И думаю: "бля, не могу поверить, что всё это происходит со мной наяву, а не где-то в кино. А ведь происходит же! Справился с обвязкой, одел жилет, а сам думаю - а как же Борис? Ты-то тут, ссыкло, всё на себя надел, а человек рулит, спасает наши шкуры и без обвязки! Но чтобы он смог её надеть, мне придётся рулить! О, нет! Я днём-то с этим еле справлялся, а щас сумерки, не видно ни хрена. Но выход был найден! Я взял с собой обвязку и надел её на Бориса, так сказать, без отрыва от производства.
Пристегнули обвязки к тросу, а у меня теперь другая проблема - яхту же сильно клонит. Значит, если вдруг она перевернётся и потонет, а мы к ней привязаны, это ж пиздец! Держу руку на карабине - вроде чем-то занят. Хотя, если вдуматься, если яхта перевернётся, ну отстегнёшься ты, дальше-то что? Окажешься посреди моря, куда плыть, ну примерно знаешь... бррр! Ну ваще, если яхта перевернётся, то так же обратно и встанет. Если был к ней пристёгнут, на ней и останешься, если нет и не удержался - ну трындец, значит, кто тебя там найдёт, в темноте-то?
Совсем стемнело, периодически видим огни других судов, как-то невдалеке от нас проходил паром - ему эти волны как слону дробина. Вдруг неожиданно ветер стих. Не успели, сказал Слава. Включили двигло, идём, то что мы не успели нас не расстроило, совсем даже наоборот, мы повеселели, стали шутить. Геную скрутили совсем, грот остался поднятым. Идём, уже видно берег, там огни, кажется, он совсем рядом. Слава сказал, это Ульцинь. Видимо, пока мы шли через Южный Ядран (Южная Адриатика), нас снесло на юг ниже Бара, а ведь мы шли так остро, как только могли. В общем, плывём, радостные, что всё позади, шутим.
Часа два так плыли, вдруг радио на 16м канале оживилось. Ну ваще, оно целый день чо-то там вещало, но мы его особо не слышали, а щас тишина, и вот, оно говорит: "Упозоренье! Упозоренье!" = "Внимание! Внимание!" "...хуё маё, штормовое предупреждение по городам Герцег Нови, и т.д. и т.п..." Слава говорит, ну, ёлки, это не нам, это где-то там, мы только что прошли через это всё. И тут небольшой порыв ветра пригнул наш грот, а за ним ещё один, посильнее. И началось! Я про себя выругался, потом ещё и ещё. Думаю: "ты ж уже дул, бля, вроде успокоился, какого хера тебе ещё не хватает?"
Также подумал, что наша ошибка - не зарифить грот, пока было тихо. Потому что если стихло, никто не даст гарантии, что оно не начнётся вновь. Даже наоборот - скорее начнётся, чем нет.
Мы напротив Бара и, сцуко, дует точно оттуда, куда нам надо идти! А ветер всё крепчает. Под двигателем скорость упала сначала до двух узлов, потом вообще до полутора. До берега ещё миль двадцать, при таком раскладе нам идти ещё десять часов. Я снова сел на гика-шкот, если будет сильно клонить, потравлю. Слава одел свой штормовой комбез - ночка будет та ещё. Пошли на гроте, галсами. Марина внизу, смотрит в навигатор. Справа мыс Црни (Чёрный), слева мыс Волуица, мы входим в бухту, нас оттуда выдувает со страшной силой.
Слава стоит впереди, командует, Борис на корме за штурвалом - ни хрена не слышит, я получаюсь между ними - сижу на дне кокпита. Борис не слышит Славу, но меня слышит, а я слышу Славу, поэтому транслирую его команды Борису и наоборот. А ещё Борис уже устал, как-никак весь день рулит.
Слава Борису: рулевой, острее к ветру, нас сносит
Борис: левее, правее?
Я Борису: острее к ветру... ближе к ветру... левее!
Борис пытается брать левее: она не идёт, всё, уже до отказа
Слава: ладно, пока идём, как есть... поворачиваем!
Борис: что?
Я Борису: Поворачиваем!
Борис начинает выкручивать штурвал, а я выбираю гика-шкот в ДП, потом постепенно травлю. Мы перевалились на другой борт, идём теперь к мысу Црни. А вокруг свист ветра - пиздец, брызги, ветер гораздо сильнее, чем был целый день. А кругом громоздятся чёрные волны, и я лежу на дне кокпита, чтобы их не видеть. Бляя, думаю, неужели это всё происходит со мной? Раньше только в кино смотрел, как парусник в шторм борется со стихией, а тут ты сам на этом паруснике и хер знает, чем это всё закончится. Ну бля, если мы выберемся отсюда живыми... за одну эту ночь... нажрался этого яхтинга, Южного Ядрана и крутых бейдевиндов на дцать лет вперёд по самые гланды! Больше никогда!.. Ааа!
Ветер: щщщ!
Слава: острее к ветру!
Борис: поворачивать?
Слава: острее к ветру!
Борис: поворачивать?
Я Борису: острее к ветру!
Ветер: щщщ!
Борис: левее правее?
Я: ближе к ветру... эээ... значит правее...
Борис пытается вырулить правее, до какого-то момента у него это получается
Слава: так держать...
Ветер: щщщ!
Марина (глядя в навигатор): Слава, нас несёт прямо на скалы!
Слава Марине: не волнуйся, навигатор запаздывает
Слава Борису: нас несёт на мыс Волуица! Кууурс! Рулевой, держи кууурс!
Ветер: щщщ!
Борис: я не могу, она не идёт
Я: скидывать?
Борис: скидывай!
Я: тр-тр-тр ещё?
Борис: ещё!
Ветер: щщщ!
Я: тр-тр-тр ещё?
Борис: хорош!
Слава Борису: поворачиваем!
Я Борису: поворачиваем!
И так несколько раз.
Слава: Мы не можем пройти за мыс на одном гроте, нас сносит. Давайте геную откроем, хоть кусочек.
Мы сидим с каменными мордами. Геную открывать не хотим. Открыть её, значит ещё увеличить парусность, а нас и так кренит будь здоров. Хотя, если бы Слава сам её открыл или сказал бы, мол, всё, открываем, мы бы тоже не возражали.
Ладно, говорит Слава, тогда пойдём так. Ещё несколько галсов и нам удалось прорваться за мыс. Там, то ли ветер ослаб, то ли рядом с берегом уже не так дует, мы смогли пойти на двигателе. Борис передал управление Славе - заход в марину при таком ветре будет сложным. В марину Слава заходить не рискнул, бросили якорь рядом в бухте. Якорь забрал, держит. Скинули грот, надо было его обвязать, чтоб ветром не трепало - пытаюсь завязать беседку - и не могу! Не получается! Ладно, хрен с ним, завязал другим узлом. Время 4:20 утра, среда.
Фуу, говорит Слава - такая херня у меня первый раз!
Решили пожрать, раз такое дело. Достали оставшуюся курицу-гриль, Слава уже схавал приличный кусок, я только начал и говорю: чо-то она вроде не совсем свежая. Принюхались, вроде да. Решили её выкинуть и легли спать. Я пару раз вылезал, проверял якорь по створу, вроде стоим. Ну, кроме меня наверное и Слава его проверял.
День одиннадцатый (ср 31.07.2013)День одиннадцатый (ср 31.07.2013). Проснулись днём. Ярко светит солнце, хотя и не жарко. Порывы ветра случаются, но в бухте они не так чувствуются, как в открытом море, поэтому насколько они сильны - судить трудно. Слава сказал, что курица не пошла ему на пользу, всё-таки испортилась. А мне повезло, я её съел совсем чуть-чуть и ничего не почувствовал. Слава позвонил другим инструкторам, которые были в марине, и они разработали план швартовки. Обвешали имеющимися кранцами нашу лодку. Основательно обвешали кранцами лодки на будущем месте швартовки. Суть плана: сняться с якоря, и когда будет относительно тихо, зайти в марину и зашвартоваться. Так и сделали. Нам повезло, пока мы швартовались, так и не дунуло. Даже непонятно, чего мы все так испугались. С другой стороны, если что-то произойдёт, будет уже поздно, поэтому всегда лучше перестраховаться, даже если кому-то это кажется смешным, зато не иметь потом геморроя.
В общем, пришвартовались. Какое же это было счастье - снова почувствовать под ногами твёрдую землю! Опреснили лодку, подключили воду и электричество. И сразу всплыли другие проблемы, которых мы до этого не замечали. У меня даже волосы все были седые от соли, яхтенные башмаки, штаны и вся одежда тоже седая. Трусы основательно просолились и от этого кожа на жопе и ногах воспалилась - ходишь, всё трётся же. Кость на бедре слева, которая выступает где карманы на брюках, тоже стала болеть. Видимо, я долго сидел в кокпите, а там твёрдо и холодно, и её простудил. Да и вообще, поскольку я считай сутки сидел жопой на твёрдом полу кокпита и туда же стекала холодная солёная вода, это повлияло не лучшим образом, и два дня после этого мне было некомфортно сидеть на деревянных скамейках и вообще твёрдых поверхностях - жопа болела, да и ходил я как-то странно, прихрамывая. Вот шо такое море, блядь! По лагу мы накрутили 150 миль! Видимо, на волне его как-то подкручивало. Вот и верь теперь всяким лагам!
Первым делом мы сходили в душ и смыли с себя всю соль, насколько это было возможно и переоделись в несолёное бельё. Потом опреснили всю одежду. Свои яхтенные башмаки я три раза погружал полностью в воду, полоскал, и всё равно на них выступала соль. Штаны пришлось опять же постирать, куртку из шланга промыть и повесить сушиться на яхте. После этого Слава объявил отдых. Поскольку ветер продолжается и с этим ничего не сделаешь. Я бесцельно пошатался по Бару, избегая долго сидеть на скамейках, да и ходить много тоже особо сил не было. Вернулся на яхту и там повалялся, чаю попил. Да, крюйс-пеленг Марина потом посчитала. Вполне прилично получилось.
Про ветер на побережье Слава сказала, что это был(а) бора или бура. Катабатический (нисходящий) ветер. С той стороны гор накапливается холодный воздух, а с этой тёплый. Холодный переваливает через гору и, разгоняясь, устремляется вниз с большой скоростью. Порывы могут доходить до 50 узлов и задувать до 20 миль в море. Предсказать такие ветры трудно, поэтому датчики стоят прямо в горах, и когда там начинается, внизу есть запас в несколько минут, чтобы подготовиться. Именно в этот момент по рации объявляют штормовое предупреждение.
Вечером, как обычно, ужин и тост за счастливое возвращение.
День двенадцатый (чт 01.08.2013)День двенадцатый (чт 01.08.2013). Сегодня опять ветер, мы отдыхаем. Вечером вроде поутихло, Слава предложил потренить швартовку. По-моему, каждый заходил по два раза, кончилось тем, что мы намотали на винт линь муринга. Хер его знает, как так получилось (швартовался не я!). Муринг, как вы помните, это канат, который одним концом привязан к дну, а другим к берегу. Но он не сразу прям к берегу привязан, а чтобы не тратить ценный канат, его привязывают к тонкой верёвке, а уже её к берегу. И когда ты вытягиваешь из воды муринг, сначала тянешь эту верёвку - линь, и за неё поднимаешь со дна канат. Вот её-то мы на винт и намотали. Слава сказал, сейчас темно уже что-то делать, с утра разберёмся. Ополоснули лодку и пошли ужинать.
Ужинать пошли снова в то место с живой музыкой. Я ведь так и не заказал тогда песню, поэтому рискнул в этот раз. Музыканты сказали, мол, щас "странска часть" = "иностранные песни" на английском они щас поют, короче, а потом, когда будет на српском, тогда и подходи. И снова мы не дождались српской части, покандыбали на яхту. Видно, не судьба, ну да ладно.
День тринадцатый (пт 02.08.2013)День тринадцатый (пт 02.08.2013). С утра Слава с ножом и в маске нырял, чтобы срезать линь с винта. Много раз ему пришлось заныривать, а вода с утра холодная. Наконец, он всё срезал и сказал, что вроде под сальник линь не затянуло, всё в порядке, обойдёмся без ремонта. Сегодня случится то, к чему мы усиленно готовились почти две недели. Сегодня экзамен, ааа! И я очень рассчитываю, что его сдам, потому что второй раз всё это проходить у меня не хватит ни средств, ни времени. Конечно, мандраж, все дела. И нам повезло! Первый бонус - экзамен будет принимать Слава. Второй бонус - учитывая то, что из-за ветра у нас было мало времени подготовиться, экзамен пройдёт в формате обычного занятия - без напряга. Т.е. выйдем в море, по очереди покрутим повороты, половим МОБа, все дела, а Слава будет за каждым из нас наблюдать и по результатам сделает оргвыводы - кого можно выпускать в море, а кого рановато. Поэтому не расслабляться, а показать лучшее, на что способны и всё такое. Швартовка в одно рыло тоже отменяется. Но если будут желающие, то можно и сделать. Желающих не оказалось.
![:gigi:](http://static.diary.ru/picture/1134.gif)
Яркий солнечный денёк. Ветер вроде как улёгся, но в любой момент может прийти порыв. А чо делать? Экзамен-то надо проводить. Выходим в море. Я думал - будут руки дрожать - у меня ещё свежи воспоминания о той памятной ночи - чёрные волны до неба
![:D](http://static.diary.ru/picture/1131.gif)
![:D](http://static.diary.ru/picture/1131.gif)
Практическая часть закончилась, вроде все мы выступили нормально, началась теоретическая. Нужно было прослушать запись прогноза погоды и записать на бумаге её содержимое. Прогноз состоит из трёх частей. Третья часть - это навигационные предупреждения от местной береговой службы, если они есть. Сам прогноз можно найти и в тырнете, а предупреждения - только по рации после прогноза. Конечно, нам всем дали записи прогнозов с этими предупреждениями. Прогноз передаётся на двух языках - английском и национальном, в данном случае сербском. Мне повезло, я немного знал сербский, и воспринимать прогноз на нём было даже легче. А всё, что не понял, можно уточнить потом во время прослушивания на английском.
Ещё нам показывали карточки с сигнальными огнями, и ещё надо было написать теоретические вопросы. Мне досталось устройство паруса и что-то ещё, уже не помню. Короче, я всё написал. Экзамен сдали все. Ура, товарищи! ААА! У меня будет шкиперский сертификат! Я щитай копетан!
Потом мы делились впечатлениями об экзамене, прям как школьники или студенты, гыгыгы. Потом не помню уже, что делали, помню, что когда решили пойти на банкет по случаю, уже стемнело. Пошли в китайский ресторан - захотелось экзотики. Бабло у меня опять кончилось, надо было идти снимать с карты, но Борис снова заплатил за меня. Сегодня снова была сальса, но танцевать мы не пошли - притомились. Видимо, сказалась накопленная усталость за всё время обучения. Зато мы хорошо погуляли по вечернему, а потом и ночному Бару. Борис ушёл спать на другую лодку, мы с Мариной ещё попили чай на яхте, потрындели о жизни, потом тоже пошли спать.
День четырнадцатый (сб 03.08.2013)День четырнадцатый (сб 03.08.2013). Сегодня я понял, что всё позади, корочка у меня в кармане, поэтому делать ничего уже не хотелось. А может, это сказалось эээ огромное физическое напряжение и всё такое. Но тем не менее, делать надо. Таковы правила. Марина поедет в Подгорицу и проведёт там ещё несколько дней, Борис остаётся здесь, делать ендорсмент - попрактиковаться два-три дня на моторке и получить права ещё и на моторную яхту. Собстенно, из-за них он сюда и приехал. А мы со Славой улетаем, только он в два из Подгорицы, а я в три из Тивата.
Пошли прицениваться. Тот товарищ, который привёз меня сюда, заломил с каждого по 40 евро. Я разозлился, по идее, если двоих везёшь, надо скидку делать. А он ответил, мол, я могу вас и по отдельности отвезти, Тиват и Подгорица не по пути ни разу. Вот же ж, думаю, какой гад! Хотел было на местном такси уехать, пошёл приценился к таксистам, они ту же сумму называют. Тогда я подумал, мол, я тоже хорош, готов усраться, лишь бы не дать своему соотечестеннику заработать. Ладно, говорю Славе, раз такая фигня, пусть он нас везёт. Сначала он отвёз Славу в Подгорицу, пока ехали, я видел краем глаза Скадарское озеро, ну и аэропорт Подгорицы увидел. А потом в Тиват. Самолёт вылетал в три по-черногорскому, по-московскому это в пять, три часа полёта - уже восемь, ещё час на получение багажа и прочее, уже девять. Меня встречала подруга. Пока её ждал, телефон почти разрядился, я написал смс, где буду ждать, она подъехала, довезла меня до дома, время уже до хрена было, меня эмоции переполняют, а ей уже спать охота, а мне завтра на работу.
Итоги. Ну, короче, это было одно из самых офигенных приключений в жизни, а те сутки в море, когда мы шли из Италии, я запомнил на всю жизнь, и мне ещё долго по ночам кошмары снились
![:D](http://static.diary.ru/picture/1131.gif)
![:gigi:](http://static.diary.ru/picture/1134.gif)
@темы: Яхты и красивая жизнь
Т.е. надо статистику собрать, скоко было происшествий с яхтами и катами за последние сколько-то там лет и при каких обстоятельствах. И тогда уже предметно можно говорить.
Ну и самому попробовать и то, и другое. Тогда сразу ясно будет, к чему душа лежит.
Если б мы были на своём катамаране - могли бы переждать такую погоду и никуда не выходить. Да и на яхте, впрочем, тоже.
А знакомый будет вечно мечтать - потому как ему уже шестой десяток, а под парусом ни разу не ходил. Даже пассажиром.