Тут нада чота умное напейсать! Шоб сказал, как отрезал! Но чота ничо не приходит вголову, сцуко (( :D
В общем, короче, перцы, у меня с собой фотика не было, был только телефон, и я был целиком поглощён обучением, поэтому фоток мало и все они не лучшего качества. Но всё поправимо! Не я один фоткал эти места, поэтому понатырил фоток с тырнета. Оно, конечно, вы и сами можете по мере прочтения гуглить и смотреть как выглядит то или иное место, но чо-то я сомневаюсь, что кто-то будет так делать. А когда картинки встроены в текст, глядишь, лучше будете представлять, что с нами происходило. ![:gigi:](http://static.diary.ru/picture/1134.gif)
День второй (пн 22.07.2013)День второй (пн 22.07.2013). Сегодня я капитан, Борис - кок-радист, Марина - штурман. С утра пишу подруге смс: "Третий день на яхте, а уже пиздец, как заебался!" Она мне: "Терпи! Это ж ты хотел стать копетаном!" Первую половину изучали парусное устройство и всё, что находится на яхте снаружи. Ух и много же всего там находится, как оказалось! Всё, что касается парусов, я понял довольно быстро - верёвки там всякие, стопора. Кроме парусов снаружи находятся кормовые локеры с кранцами и инструментом, банки кокпита, под которыми тоже инструмент и инвентарь, навигационные приборы, якорь с лебёдкой, заливные горловины баков, мож ещё чего забыл.
Потом был обед. Обедали мы обычно в ресторанчике недалеко от марины. У них был бизнес-ланч за пять евро. Вот несколько фоток марины, которые я сфоткал на телефон со второго этажа этого ресторана и одна - самая первая - из тырнета.
Марина города Бар - вообще и с балкона ресторана.
![](http://static.diary.ru/userdir/1/9/6/0/1960480/82927580.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/1/9/6/0/1960480/82927617.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/1/9/6/0/1960480/82927616.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/1/9/6/0/1960480/82927613.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/1/9/6/0/1960480/82927611.jpg)
Наша яхта:
![](http://static.diary.ru/userdir/1/9/6/0/1960480/82927614.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/1/9/6/0/1960480/82927635.jpg)
Это я в нашей каюте, упираюсь коленом в потолок:
![](http://static.diary.ru/userdir/1/9/6/0/1960480/82927615.jpg)
Носовая каюта и сортир:
![](http://static.diary.ru/userdir/1/9/6/0/1960480/82927618.jpg)
Наша кормовая каюта и всё, что рядом:
![](http://static.diary.ru/userdir/1/9/6/0/1960480/82927619.jpg)
Кормовая каюта Марины и всё, что рядом:
![](http://static.diary.ru/userdir/1/9/6/0/1960480/82927620.jpg)
Теперь, когда вы получили некое визуальное представление о том, что нас окружало, вернёмся к постановке парусов и морской практике. После обеда мы выделили некоторое время на привести себя в порядок и всё такое, и снова выходим в море. Готовим лодку к отходу - как именно, я уже описывал. Выходим, организуем швартовы, убираем кранцы, наступает время ставить паруса.Под включённым двиглом ставим яхту в положение "левентик" - то есть, носом против ветра. Ослабляем оттяжку гика, травим топенант, чтобы гик опустился и было удобнее работать с парусом. Одновременно набиваем гика-шкот, чтобы опущенный гик не болтался. Убираем "паучка" и скрепляющие грот верёвки, если они есть. "Паук" это такая снасть, похожая на рыбий скелет из верёвок. Она охватывает сложенный парус, чтобы он эээ оставался сложенным. Потом один матрос идёт к мачте, тянет за фал, а второй накручивает этот фал на лебёдку. Грот ползёт вверх, достигает топа мачты, натягивается, складки разглаживаются. Топенант остаётся растравленным, и надо отрегулировать оттяжку гика и гика шкот, чтобы гик поднялся под тягой грота и грот принял правильную форму.
Настала очередь генуи - переднего паруса. Мы растравили стопор закрутки и потянули за стаксель-шкот. В следующие секунды у меня было впечатление, что яхта падает. По мере открытия переднего паруса, она медленно заваливалась набок и подветренным бортом коснулась воды. Все втроём мы инстинктивно залезли на наветренный борт и судорожно вцепились во всё, за что можно держаться. Глаза наши были прикованы к тёмной водной глади, проносившейся вровень с подветренным бортом. Мысли у меня в тот момент были примерно следующие: "Бля, на кой хуй я в это ввязался? Скорей бы прошли эти две недели, живым бы отсюда вернуться, и я больше никогда... слышите, никогда!.." Так прошло несколько минут. После чего инструктор спросил "А чего это вы все притихли?"![:gigi:](http://static.diary.ru/picture/1134.gif)
Ещё через некоторое время мы успокоились, увидели, что ничего больше не происходит, яхта дальше не заваливается, жить можно. Осмелели, начали перемещаться по палубе. Геную мы открыли сразу после подъёма грота - как стояли против ветра, так и открыли. Сейчас у нас был курс острый или крутой "бейдевинд" - носом против ветра. На этом курсе самый сильный крен и кажется, что мы идём с большой скоростью, потому что ветер в морду. Как сказал Слава "крутые пацаны ходят крутым бейдевиндом" (с) Ну, это он не сам придумал, а тоже где-то слышал.
Дальше мы походили всеми возможными курсами - галфвиндом, бакштагом, фордевиндом, скрутили каждый по несколько раз фордевинд и оверштаг и половили МОВа под парусами и под мотором. МОВ - это Man Over Board = человек за бортом. Конечно, никакой человек за борт не прыгал, Слава использовал две связанных пластиковых бутылки - одну полную, как якорь, одну пустую - она плавала на поверхности. МОВ обоих видов лично мне давался тяжело. Не знаю, как другим. Во-первых, его ни хрена не видно, во вторых, яхта идёт слишком быстро, а кажется, что медленно, и я постоянно промахивался. Из чего сделал вывод, что человека из воды вылавливать геморно, поэтому лучше туда не падать. Ну, это я и так знал.
Когда человек вывалился за борт, нужно сразу же сделать несколько вещей:
1) Заорать "Человек за бортом"
2) Бросить ему спасательный круг
3) Нажать кнопку GPS - там специальная кнопка есть
4) Назначить человека, который непрерывано будет следить за упавшим, не отрывая взгляда. И показывать на него пальцем.
Всё это надо сделать одновременно, рулевой тем временем должен развернуть яхту и идти подбирать.
Потом мы ещё изучили, как лодку положить под парусами в дрейф. Это просто - делаешь оверштаг, только стаксель не перебрасываешь, вот тебе и дрейф. Пока мы подошли ко входу в марину и убрали паруса, уже стемнело. Под парусами в марину заходить нельзя, только под двиглом. Типа, под парусами большое мастерство нужно, а за две недели обучения, кои имеют большинство чартеристов, такое мастерство не дашь, поэтому под двиглом проще, надёжнее и меньше шансов покоцать свою и чужие яхты. За вход в марину под парусами штраф.
В общем, в темноте убрали паруса и смотрим на берег. А он весь сливается в сплошную линию из огоньков и непонятно, где чего. Слава специально это сделал, чтоб мы знали, как это бывает, и в будущем избегали таких ситуаций, по крайней мере, первое время. Ну, а если и не избегали, то трезво оценивали свои силы. Ладно, сейчас я зайду, говорит Слава, а вы имейте в виду на будущее. Мы отыскали на берегу красный и зелёный мигающие огоньки - маяки входа в марину. Недалеко были такие же огоньки - маяки входа в порт. Каждый маяк мигает по своей собственной программе, об чём написано на карте и в лоции. Мы поплыли ко входу в марину. Ночью с воды всё смотрится совсем не так, как днём. У меня ещё зрение не очень, так что только очень близко я смог разобрать, что есть что.
Потом Слава зашёл в марину, мы зашвартовали лодку, опреснили, привели себя в порядок. Потом пошли в ресторан, где состоялось бурное обсуждение сегодняшнего дня, после чего попили ещё чаю на яхте, и полные впечатлений легли спать.
День третий (вт 23.07.2013)День третий (вт 23.07.2013). Я сегодня кок-радист, Борис - штурман, Марина - капитан. Она поведёт нас в трёхдневный поход на Котор. "Три дня на разграбление Котора!" - шутит Слава. А сначала конечно подготовка к походу. Первым делом нужно забункеровать лодку. В смысле - заправить её водой и солярой. И продуктов купить. Позавтракали, приняли прогноз, записали его на телефон - это мы всегда делали, у меня эти прогнозы до сих пор хранятся. Пошли в супермаркет, закупились продуктами, среди прочего купили две курицы-гриль и две пачки сосисок. Борис традиционно затарился пивком. Принесли и сложили всё это на лодку, по-моему даже такси пришлось брать.
Открутили крышки баков для воды и залили их под завязку. Отшвартовались и поплыли на заправку, которая была расположена на выходе из марины. Пока другие заправлялись, мы нарезали круги недалеко от заправочного причала, а Слава объяснял, как швартоваться лагом. Сначала нужно приготовить кормовой и носовой швартов с того борта, где будет причал. Швартовы нужно проложить снаружи ограждения и бухты сложить в районе вант. Это самая широкая часть лодки, и с неё наиболее безопасно сходить на причал, держась за ванты. Вывесить побольше кранцев по тому борту, где будет причал и на нужной высоте. Т.е. чтобы высота причала приходилась на середину кранцев. Для этого лучше не полениться и сделать лишний круг ближе к причалу, чтобы быть уверенным.
После этого рулевой выцеливает лодку на ближнюю причальную тумбу под углом 45 градусов. По мере подхода к причалу, угол уменьшается так, чтобы в конце лодка оказалась максимально близко к причалу и параллельно ему. Два члена экипажа стоят в районе вант с бухтами в руках, готовые сойти на берег. Как это оказывается возможным, они спрыгивают, вяжут лодку швартовами по носу и корме, а рулевой в это время оттормаживается.
Дальше последовала заправка лодки дизтопливом. Перед заправкой нужно запастись кучей бумажных полотенец и обложить ими всё вокруг заправочной горловины, потому что иногда пистолет не отстреливает и соляра из переполненного бака выливается прямо в море и на пластик яхты. А пластик от соляры портится. Море тоже. В Испании в воду заливают Фэйри. Говорят, оно как-то связывается с дизтопливом и не так сильно засирает воду. В Черногории народ попроще, из-за такой фигни не парится.
Заправились солярой, отшвартовались и пошли в поход. С отшвартовкой лагом тоже свои особенности. Лодку отвязали, двигло работает, один член экипажа стоит на берегу в районе вант и должен оттолкнуть лодку от берега. Чем лучше он это сделает, тем проще рулевому будет отойти, не зацепив кормой причал. Отталкивать лучше не одним импульсом, а непрерывно давить на лодку секунды три, отталкивая её от причала. Так, по моему опыту, лучше получается. Рулевой должен отходить под малым углом, а не резко поворачивать, а то кормой зацепит причал.
Вышли в море, попробовали поставить паруса, хрен там - ветра почти нет, скорость 4 узла. С такой скоростью, говорит Слава, мы и к вечеру никуда не дойдём. Пошли под двигателем. Каждый час сменяем друг друга за штурвалом, идём из Бара в сторону Которского залива. То есть, на северо-запад. Слава обращает внимание на навигационные опасности. Где-то просто чёрный шар лежит на скалах, ночью не освещается. Скалы почти вровень с водой. Где-то просто осыхающая скала. Плыли несколько часов, добрались до островков Света Неделя и Катич, напротив города Петровац. Зашли в бухту острова Света Неделя, бросили там якорь. Делать всё надо очень внимательно, т.к. совсем рядом маленькие глубины. Видно, как по мере уменьшения глубины, вода изменяет свой цвет с тёмно-синего сначала на бирюзовый, потом светлеет, желтеет и вот уже песок на дне и берег. На вершине острова стоит церковь и туда ездят водные такси.
![](http://static.diary.ru/userdir/1/9/6/0/1960480/82925425.jpg)
Сожрали одну курицу-гриль, а потом все пошли купаться, а мне надо было мыть посуду, т.к. я сегодня дежурный. Гыгыгы, говорю Славе, Марина пошла купаться, а Борис в это время пошёл в сортир.
После этого Слава нас созвал и сказал, чтоб мы или в сортир или купаться, но не то и другое вместе. Все искупались, я домыл посуду, сфоткались на память. У кого это фото осталось - так и не помню. Снялись с якоря, плывём дальше.
Проплыли остров Свети Стефан, потом Будву и остров Свети Николы, в это время Слава сказал нам взять пеленг по трём точкам и нанести его на карту, чтоб не скучали. Потом плыли ещё пару часов, зашли в залив Траште и вошли в бухту Бигова. Про Бигова нам Слава уже рассказывал - морально готовил, так сказать. Небольшая рыбацкая деревушка. Нету ни хрена. Даже пресную воду туда возят в цистернах. Всё, что там есть это один рыбный ресторан с причалом и буями. Семейный бизнес, так сказать. Хозяева сами вылавливают для ресторана рыбу и морепродукты. Всё самое свежее, хотя бы в теории, но цены кусаются, что тоже понятно.
![](http://static.diary.ru/userdir/1/9/6/0/1960480/82925488.jpg)
К причалу был пришвартован катамаран, но место ещё оставалось. Туда мы и пришвартовались. Тут были не утки, а швартовные тумбы, на которые швартовы вяжутся штыком. После швартовки Слава спросил, ну что, мол, пойдём в ресторан или обойдёмся скромным ужином на борту? Как я уже говорил, Борис и Марина были людьми обеспеченными, так что какой-то там "дорогой ресторан" их не испугал, а наоборот, даже подогрел интерес. В общем, в ресторан мы пошли. Помню, что выжрали два литра белого вина - оно дало мне по шарам, т.к. я почти ничего не ел. А не ел, потому что не умел. Принесли в основном разного вида ракушек, улиток, раков или чо там в море плавает. Жрать там особо нечего. На них в основном налегал Борис. Он сказал, что в ракушках главное соус. И правда, соус был вкусный, но им особо не наешься. Потом помню была большая рыба с овощами. Это я знал, как есть, но уже был пьяненький. Зохавал овощей, потом рыбу, так что в целом наелся. Счёт на четверых составил 250 евро! Это я до сих пор забыть не могу. И мечтаю как-нибудь повторить заход в Бигово, но уже с друзьями, чтобы разделить с ними те ощущения.
Когда мы закончили ужинать, уже стемнело. Зашли на яхту, отошли от причала и пришвартовались к одному из буёв. Неподалёку стояло несколько яхт с горящими якорными огнями. Мы тоже включили свой и пошли спать.
День четвёртый (ср 24.07.2013)День четвёртый (ср 24.07.2013). Просыпаюсь с утра в своей каюте, слышу, что-то капает. Ну, думаю, хуйня какая-то, перевернулся на другой бок и заснул. Утром лезем проверять двигатель. А там в поддоне дофига воды. Слава попробовал на язык. Вода пресная - не сладкая и не солёная. Если б солёная, значит, морская - подтекаем, если сладкая, значит, тосол из двигла. А если пресная, то хрен знает, откуда она взялась. Отнесли в разряд неразрешимых загадок. Мож, когда лодку опресняли, натекло, но после этого вроде проверяли двигло. Воду убрали, протёрли насколько возможно, и решили пока держать вопрос на контроле.
Сегодня Борис - капитан, Марина - кок-радист, я - штурман. Надо рассчитывать курс по карте, отслеживать наше местоположение и всё такое. С утра Слава ещё раз показал, как швартоваться к бую, на случай, если вчера мы пьяные были и не запомнили. Потом все по очереди потренировались, после чего я встал за штурвал и стал выводить лодку из залива. Слава рекомендовал "не облизывать берега", потому что "корабли живут в море, а гибнут на берегу". Т.е. не надо стремиться "срезать углы" и проходить как можно ближе к берегу - это чревато. У берега глубина меньше, может быть какая-нибудь подводная скала или ещё какая херня. На глубине таких шансов меньше.
Подплыли ко входу в Которский залив и стали в него заходить. За штурвалом стоял кто-то другой, а я пытался отследить наше положение по карте, и когда надо поворачивать, чтобы не заплыть в хорватские терр.воды. А то припрёцца патрульный катер и выпишет нам штраф - у них это быстро - и хорваты и черногоры очень любят эврО.
Нам нужно было пройти справа от острова Мамула - это типа ещё Черногория. А для этого надо было сначала остров увидеть. С моря вся суша сливается в одну сплошную береговую линию, и остров тоже сливается с ней. Как его увидеть? Ну, если ты там уже плавал, можно заранее знать, что он там и помнить какие-то характерные приметы рельефа. Ещё, поскольку остров ближе, он должен быть немного ярче (чётче, резче), чем остальной берег. Сколько ни смотрел - ни хера не вижу. На карте одно, глаза видят совсем другое. Остров нам показал Слава. Впрочем, мы всё равно стали забирать правее, параллельно берегу. Прошли между берегом и островом, поставили паруса бабочкой и пошли под ними - был небольшой ветерок, там же ветровая труба между горами. В этот момент я попробовал сдать Славе экзамен по морским узлам, но не смог завязать прямой узел и с позором был изгнан учить дальше.
Плывём, плывём между двумя берегами, вдруг Слава видит причал. О, говорит, сейчас мы здесь потренируем швартовку. Послал Марину и Бориса на нос смотреть, нет ли там каких подводных камней. Плывём малым ходом, вдруг Марина в воду показывает и чо-то кричит, Борис: "да не, хуйня!" и потом "Хрясь!" - мы зацепили за дно. Слава сразу включил задний ход и отплыл назад. Это, говорит, была учебная постановка на мель. В воду никто не кувырнулся, удар был не сильный, но мы впечатлились. Причал был признан непригодным для швартовки, поплыли дальше. Наконец, впереди увидели остров Страдиоти (Свети Марко) - он таким ярким зелёным горбом выделяется на фоне огстального берега. Перед ним есть ещё Госпа-од-Милости - маленький островок с церковью, а между ними мель, поэтому надо быть аккуратным.
![](http://static.diary.ru/userdir/1/9/6/0/1960480/82925428.jpg)
С южной стороны острова дул хороший ветер, и мы попарусили. Яхту разгоняли до 10 узлов по лагу. Скоко на самом деле было - не знаю, GPS-навигатор там отсутствовал как класс. Наверное, типа, чтобы мы рассчитывали только на себя, это во время обучения полезно. Но места там мало - только яхта разогналась, уже пора поворачивать, а то впилишься в берег. Потом перешли на северную сторону Страдиоти, там ветра не было. Встали на якорь. Недалеко от нас несколько яхт тоже стояли на якоре. А на материке было видно Тиват, аэропорт, как самолёты садятся и взлетают, а ещё чуть дальше - Порто Монтенегро - марину около Тивата - "марину международного класса", как сказал Слава, в которую мы зайдём на обратном пути, если захотим посмотреть, что это такое, и которая по сравнению с мариной г.Бар - небо и земля. В Баре ничего нет, а тут есть всё! Мы искупались, потом Марина сварила одну пачку сосисок - на обед. Оказались очень жирные. После обеда у нас был семинар по МППСС - вообще он у нас каждый день был, разбирали по главе в день.
Мимо проехал катер с мужиком на водных лыжах. Мужик улыбнулся и показал нам большой палец. "Был бы русским, он бы нам другое показал", - говорю. "Даа, точно" - соглашается Слава. Сейчас у нас будет ночной переход в Котор - говорит Слава. Штурману - это мне - надо сделать лоцманские проводки по маякам. Проложить по карте компасные курсы, понять какой маяк когда видно и решить, что делать, если его будет не видно. (Нужно заранее найти на карте другие маяки и прочие заметные ориентиры, чтобы всегда понимать, где мы находимся). Загрузились мы всем этим, Борис загрузился даже больше меня, ну, он же сегодня капитан, ему лодку вести. Вроде разобрались, как плыть, снимаемся с якоря.
И ещё одно - говорит Слава - тут стоят учебные бочки, раньше военные корабли их расстреливали на учениях и всё такое, а сейчас они на карте обозначены, но никак не освещаются, поэтому идите на нос и глядите в оба. Наблюдать было несложно, яхта шла не быстро, засветка от берега давала хорошую видимость. Мы прошли опасное место и никаких бочек не увидели. "Я вас наебал" - сказал Слава - "бочки эти давно убрали, только одна осталась, да и то в стороне. Но вы всегда должны считать себя ближе к опасности. Нам могли сказать, что их убрали, а на самом деле не убрали. А когда ты в них влетишь, претензии предъявлять будет некому."
Дальше нам нужно было найти вход в узкость между Каменари и Лепетани. Там ещё паромы ходят с одного берега на другой, это тоже надо учитывать. Дорога проходит по самому берегу, машины едут, их красные огни перекрываются деревьями, и кажется, что они мигают. Есть ещё светофоры - тоже мигают. Красным и зелёным. Всё это сильно затрудняет обнаружение маяков. У меня зрение ни к чёрту, и даже то, что я очки надел, не помогло. Марина и Борис, стоящий на корме яхты за штурвалом, все маяки находили намного раньше меня. Плывём наугад - по компасу, где-то там должна быть узкость. Видим на пути белый огонь - что-то освещается. Подплываем ближе, огней всё больше - это большой пароход на якоре. Несколько палуб освещается огнями. Проплыли мимо, снова смотрим маяки. Нашли, входим в узкость, дальше пошли параллельно берегу на следующую пару маяков, обращая внимание на паромы, чтобы они стояли на месте. Всё это происходит медленно, мимо нас вдоль набережной у самой воды едут машины, жизнь бьёт ключом, и мы такие плывём.
Вышли из узкости, нужно искать маяк в стороне города Пераст. Ищем, а нету, а мы уже далеко вышли. Ищем следующий маяк правее. Нашли, идём на него. Слава говорит - на самом деле тот маяк выключен уже давно. Это чтоб вы были готовы, что не всегда всё бывает, как по карте. Плывём, плывём, наконец, видим главную достопримечательность Котора - большую крепостную стену, она ещё и освещается. Перепутать невозможно, мы пришли в Котор!
![](http://static.diary.ru/userdir/1/9/6/0/1960480/82925833.jpg)
Подплываем к причалу, зашвартовались. Время около 11 вечера. Борис достал пеффко из холодильника и мы отметили приход в Котор. Пошли в город. Там почти всё уже закрыто, хотя народ гуляет по центру толпами. Борис уломал каких-то официантов подать нам кофе, хотя они уже закрывались. Попили кофе, вернулись на яхту и завалились спать.
День пятый (чт 25.07.2013)День пятый (чт 25.07.2013). Котор. Сегодня я капитан, Марина - штурман, Борис - кок-радист. Слава обнадёжил нас, что сегодня мы будем мыться в туалете, который входит в список ЮНЕСКО. Крепость Котора входит в список ЮНЕСКО, а туалет и душевые в крепости, значит, и они тоже туда входят. Ничего особенного в туалете и душевых я не заметил, горячей воды нет, как обычно, есть только прохладная.
![](http://static.diary.ru/userdir/1/9/6/0/1960480/82925839.jpg)
Позавтракали в кафе около крепости, потом пошли на закупку жратвы. В которском магазе я прикупил офигенный вишнёвый чай, который потом не смог найти ни в Сербии, ни тем более у нас в Москве. Ну, точнее, в Москве его иногда подают в сербских ресторанах. Ещё купил чаи "альпийский" и из шиповника, но они были не такие классные.
![](http://static.diary.ru/userdir/1/9/6/0/1960480/82925841.jpg)
Настало время уходить из Котора. Тут надо сказать, что в Котор приходят огромные океанские лайнеры. Ну или не океанские.
Ходят они по расписанию, которое известно, и желательно с ними не пересекаться, чтобы не мешать друг другу. Выходим из Котора. Один лайнер стоит в порту, собирается выходить, а второй прётся нам навстречу. Держится левого берега. На правом берегу детская парусная школа, и пара безбашенных детей на своих лодчонках умудрилась заплыть на его путь. Он им продудел пять раз, что официально означает "не понимаю ваши намерения", а неофициально, наверное значило "Свалите отсюдова". Дети переместились к правому берегу, мы их кое-как объехали и поплыли в Рисанский залив. Там был причал около винного магазина.
![](http://static.diary.ru/userdir/1/9/6/0/1960480/82925835.jpg)
На причале мы по очереди стали тренировать швартовку лагом. Сначала в составе команды, а потом уже и в одно рыло. В одно рыло, конечно, сложнее, но если ветер слабый, вполне реально. Потренив швартовку, зашли в магазин, закупились черногорскими винами. Потом отошли от причала, встали на якорь и искупались, потому что было пиздец, как жарко, а у нас никакого навеса. Потом подошли к берегу уже в другом месте и попробовали греческий вариант швартовки - с носа отдаём якорь, кормой подходим к берегу и вяжем её к берегу швартовами. Я в это время сидел на якоре, естественно, ничего не увидел и вообще, этот эпизод у меня как-то выветрился из памяти.
После этого был уже вечер, солнце клонилось к закату, мы поплыли к Порто Монтенегро. За штурвалом снова был я - я ж сегодня копетан. Солнце светило мне аккурат в морду, и Марина одолжила мне свои солнечные очки. Около города Пераст есть два островка, на одном из них что бы вы думали? Правильно, церковь. Слава предложил мне туда пришвартоваться. А там причал - размером с нашу яхту. Из узкости ветер дует в морду и яхту сносит назад, кругом водные такси шныряют и дети на байдарках круги нарезают. В общем, оживлённый трафик. Я, значит, плыву, рулю, а причал всё не приближается. Я поддал ходов побольше, яхта разогналась до пяти узлов, и причал я проскочил. Разворачиваюсь, опять проскочил. Слава меня отругал - место сложное, кругом маленькие лодочки, дети, чо за манёвры на пяти узлах? Я опять дал малый ход, и давай выцеливать на причал. Мне казалось, до него ещё далеко, а Борис уже спрыгнул и привязал яхту.
Причал смотрит на верхний остров.
![](http://static.diary.ru/userdir/1/9/6/0/1960480/82927701.jpg)
А вот причал крупным планом (чтоб вы поняли всю глубину, так сказать... и насколько я крут...
)
![](http://static.diary.ru/userdir/1/9/6/0/1960480/82927699.jpg)
Мы сошли на берег, купили там магнитиков и мороженое, сфоткались, постояли и поплыли дальше. В узкости надо было снова следить за паромами, но было ещё светло, и мне повезло, они прошли передо мной. Стали приближаться к Порто Монтенегро. Запросили их по рации - это тоже вызвался сделать я. Было страшно, но всё прокатило, сказали, можно заходить. Перед входом в марину стояла гигантская яхта с мачтой о пяти краспицах. Яхта длиной метров двадцать, наверное. Вот бы на такой покататься, гыгыгы! Снаружи она стоит, наверное, потому что в марину не влезла. Заходим в марину, кругом дорогущие яхты, нам показывают место, надо швартоваться. И это тоже вызвался сделать я. И всё получилось! Токо, по-моему, со второго раза, ну да какая разница. Так мы оказались в марине международного класса!
![](http://static.diary.ru/userdir/1/9/6/0/1960480/82925969.jpg)
Слава рассказал, что на территории есть отель, кафе-рестораны, яхтенные магазины и конечно душевые с туалетами. Туда мы в первую очередь и пошли, после того, как опреснили лодку и провели стандартные процедуры после швартовки. Ну, да, душевые там получше, чем в Баре. Их много, по-моему, даже горячая вода была. а главное, на территории кругом клумбы, огоньки всякие, народ гуляет, в общем, круто. В Баре попроще, конечно. Борис отжёг. То хвастался, хвастался, а тут погрустнел чо-то и говорит: "смотрю я на этих людей и думаю, какой же я бедный!" Не грусти, Борис, - говорю - скоко бы мы ни нахапали, всегда будет кто-то богаче, ну и беднее. Что ж теперь из-за этого переживать? Такова селяви!![:gigi:](http://static.diary.ru/picture/1134.gif)
После душа пошли на ужин. Но не на территории марины, а снаружи, в городе - в Тивате. Нашли ресторан, сели, я решил заказать бутылочку винца. Было два варианта: за 35 эврО и за 14. 35? - спросил я - дорого! Вот буду вспоминать тебя, - говорит Марина, - и буду вспоминать слово "дорого". Борис поржал. Но я не поддался, купил вино за 14 эврО, а оно оказалось говённым на вкус. Делать нечего, пришлось пить, уплочено же. Эх, надо было брать за 35. Хотя, мож оно такое же на вкус, вот был бы попадос! Поужинали, вернулись на яхту и завалились спать.
![:gigi:](http://static.diary.ru/picture/1134.gif)
День второй (пн 22.07.2013)День второй (пн 22.07.2013). Сегодня я капитан, Борис - кок-радист, Марина - штурман. С утра пишу подруге смс: "Третий день на яхте, а уже пиздец, как заебался!" Она мне: "Терпи! Это ж ты хотел стать копетаном!" Первую половину изучали парусное устройство и всё, что находится на яхте снаружи. Ух и много же всего там находится, как оказалось! Всё, что касается парусов, я понял довольно быстро - верёвки там всякие, стопора. Кроме парусов снаружи находятся кормовые локеры с кранцами и инструментом, банки кокпита, под которыми тоже инструмент и инвентарь, навигационные приборы, якорь с лебёдкой, заливные горловины баков, мож ещё чего забыл.
Потом был обед. Обедали мы обычно в ресторанчике недалеко от марины. У них был бизнес-ланч за пять евро. Вот несколько фоток марины, которые я сфоткал на телефон со второго этажа этого ресторана и одна - самая первая - из тырнета.
Марина города Бар - вообще и с балкона ресторана.
![](http://static.diary.ru/userdir/1/9/6/0/1960480/82927580.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/1/9/6/0/1960480/82927617.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/1/9/6/0/1960480/82927616.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/1/9/6/0/1960480/82927613.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/1/9/6/0/1960480/82927611.jpg)
Наша яхта:
![](http://static.diary.ru/userdir/1/9/6/0/1960480/82927614.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/1/9/6/0/1960480/82927635.jpg)
Это я в нашей каюте, упираюсь коленом в потолок:
![](http://static.diary.ru/userdir/1/9/6/0/1960480/82927615.jpg)
Носовая каюта и сортир:
![](http://static.diary.ru/userdir/1/9/6/0/1960480/82927618.jpg)
Наша кормовая каюта и всё, что рядом:
![](http://static.diary.ru/userdir/1/9/6/0/1960480/82927619.jpg)
Кормовая каюта Марины и всё, что рядом:
![](http://static.diary.ru/userdir/1/9/6/0/1960480/82927620.jpg)
Теперь, когда вы получили некое визуальное представление о том, что нас окружало, вернёмся к постановке парусов и морской практике. После обеда мы выделили некоторое время на привести себя в порядок и всё такое, и снова выходим в море. Готовим лодку к отходу - как именно, я уже описывал. Выходим, организуем швартовы, убираем кранцы, наступает время ставить паруса.Под включённым двиглом ставим яхту в положение "левентик" - то есть, носом против ветра. Ослабляем оттяжку гика, травим топенант, чтобы гик опустился и было удобнее работать с парусом. Одновременно набиваем гика-шкот, чтобы опущенный гик не болтался. Убираем "паучка" и скрепляющие грот верёвки, если они есть. "Паук" это такая снасть, похожая на рыбий скелет из верёвок. Она охватывает сложенный парус, чтобы он эээ оставался сложенным. Потом один матрос идёт к мачте, тянет за фал, а второй накручивает этот фал на лебёдку. Грот ползёт вверх, достигает топа мачты, натягивается, складки разглаживаются. Топенант остаётся растравленным, и надо отрегулировать оттяжку гика и гика шкот, чтобы гик поднялся под тягой грота и грот принял правильную форму.
Настала очередь генуи - переднего паруса. Мы растравили стопор закрутки и потянули за стаксель-шкот. В следующие секунды у меня было впечатление, что яхта падает. По мере открытия переднего паруса, она медленно заваливалась набок и подветренным бортом коснулась воды. Все втроём мы инстинктивно залезли на наветренный борт и судорожно вцепились во всё, за что можно держаться. Глаза наши были прикованы к тёмной водной глади, проносившейся вровень с подветренным бортом. Мысли у меня в тот момент были примерно следующие: "Бля, на кой хуй я в это ввязался? Скорей бы прошли эти две недели, живым бы отсюда вернуться, и я больше никогда... слышите, никогда!.." Так прошло несколько минут. После чего инструктор спросил "А чего это вы все притихли?"
![:gigi:](http://static.diary.ru/picture/1134.gif)
Ещё через некоторое время мы успокоились, увидели, что ничего больше не происходит, яхта дальше не заваливается, жить можно. Осмелели, начали перемещаться по палубе. Геную мы открыли сразу после подъёма грота - как стояли против ветра, так и открыли. Сейчас у нас был курс острый или крутой "бейдевинд" - носом против ветра. На этом курсе самый сильный крен и кажется, что мы идём с большой скоростью, потому что ветер в морду. Как сказал Слава "крутые пацаны ходят крутым бейдевиндом" (с) Ну, это он не сам придумал, а тоже где-то слышал.
Дальше мы походили всеми возможными курсами - галфвиндом, бакштагом, фордевиндом, скрутили каждый по несколько раз фордевинд и оверштаг и половили МОВа под парусами и под мотором. МОВ - это Man Over Board = человек за бортом. Конечно, никакой человек за борт не прыгал, Слава использовал две связанных пластиковых бутылки - одну полную, как якорь, одну пустую - она плавала на поверхности. МОВ обоих видов лично мне давался тяжело. Не знаю, как другим. Во-первых, его ни хрена не видно, во вторых, яхта идёт слишком быстро, а кажется, что медленно, и я постоянно промахивался. Из чего сделал вывод, что человека из воды вылавливать геморно, поэтому лучше туда не падать. Ну, это я и так знал.
Когда человек вывалился за борт, нужно сразу же сделать несколько вещей:
1) Заорать "Человек за бортом"
2) Бросить ему спасательный круг
3) Нажать кнопку GPS - там специальная кнопка есть
4) Назначить человека, который непрерывано будет следить за упавшим, не отрывая взгляда. И показывать на него пальцем.
Всё это надо сделать одновременно, рулевой тем временем должен развернуть яхту и идти подбирать.
Потом мы ещё изучили, как лодку положить под парусами в дрейф. Это просто - делаешь оверштаг, только стаксель не перебрасываешь, вот тебе и дрейф. Пока мы подошли ко входу в марину и убрали паруса, уже стемнело. Под парусами в марину заходить нельзя, только под двиглом. Типа, под парусами большое мастерство нужно, а за две недели обучения, кои имеют большинство чартеристов, такое мастерство не дашь, поэтому под двиглом проще, надёжнее и меньше шансов покоцать свою и чужие яхты. За вход в марину под парусами штраф.
В общем, в темноте убрали паруса и смотрим на берег. А он весь сливается в сплошную линию из огоньков и непонятно, где чего. Слава специально это сделал, чтоб мы знали, как это бывает, и в будущем избегали таких ситуаций, по крайней мере, первое время. Ну, а если и не избегали, то трезво оценивали свои силы. Ладно, сейчас я зайду, говорит Слава, а вы имейте в виду на будущее. Мы отыскали на берегу красный и зелёный мигающие огоньки - маяки входа в марину. Недалеко были такие же огоньки - маяки входа в порт. Каждый маяк мигает по своей собственной программе, об чём написано на карте и в лоции. Мы поплыли ко входу в марину. Ночью с воды всё смотрится совсем не так, как днём. У меня ещё зрение не очень, так что только очень близко я смог разобрать, что есть что.
Потом Слава зашёл в марину, мы зашвартовали лодку, опреснили, привели себя в порядок. Потом пошли в ресторан, где состоялось бурное обсуждение сегодняшнего дня, после чего попили ещё чаю на яхте, и полные впечатлений легли спать.
День третий (вт 23.07.2013)День третий (вт 23.07.2013). Я сегодня кок-радист, Борис - штурман, Марина - капитан. Она поведёт нас в трёхдневный поход на Котор. "Три дня на разграбление Котора!" - шутит Слава. А сначала конечно подготовка к походу. Первым делом нужно забункеровать лодку. В смысле - заправить её водой и солярой. И продуктов купить. Позавтракали, приняли прогноз, записали его на телефон - это мы всегда делали, у меня эти прогнозы до сих пор хранятся. Пошли в супермаркет, закупились продуктами, среди прочего купили две курицы-гриль и две пачки сосисок. Борис традиционно затарился пивком. Принесли и сложили всё это на лодку, по-моему даже такси пришлось брать.
Открутили крышки баков для воды и залили их под завязку. Отшвартовались и поплыли на заправку, которая была расположена на выходе из марины. Пока другие заправлялись, мы нарезали круги недалеко от заправочного причала, а Слава объяснял, как швартоваться лагом. Сначала нужно приготовить кормовой и носовой швартов с того борта, где будет причал. Швартовы нужно проложить снаружи ограждения и бухты сложить в районе вант. Это самая широкая часть лодки, и с неё наиболее безопасно сходить на причал, держась за ванты. Вывесить побольше кранцев по тому борту, где будет причал и на нужной высоте. Т.е. чтобы высота причала приходилась на середину кранцев. Для этого лучше не полениться и сделать лишний круг ближе к причалу, чтобы быть уверенным.
После этого рулевой выцеливает лодку на ближнюю причальную тумбу под углом 45 градусов. По мере подхода к причалу, угол уменьшается так, чтобы в конце лодка оказалась максимально близко к причалу и параллельно ему. Два члена экипажа стоят в районе вант с бухтами в руках, готовые сойти на берег. Как это оказывается возможным, они спрыгивают, вяжут лодку швартовами по носу и корме, а рулевой в это время оттормаживается.
Дальше последовала заправка лодки дизтопливом. Перед заправкой нужно запастись кучей бумажных полотенец и обложить ими всё вокруг заправочной горловины, потому что иногда пистолет не отстреливает и соляра из переполненного бака выливается прямо в море и на пластик яхты. А пластик от соляры портится. Море тоже. В Испании в воду заливают Фэйри. Говорят, оно как-то связывается с дизтопливом и не так сильно засирает воду. В Черногории народ попроще, из-за такой фигни не парится.
Заправились солярой, отшвартовались и пошли в поход. С отшвартовкой лагом тоже свои особенности. Лодку отвязали, двигло работает, один член экипажа стоит на берегу в районе вант и должен оттолкнуть лодку от берега. Чем лучше он это сделает, тем проще рулевому будет отойти, не зацепив кормой причал. Отталкивать лучше не одним импульсом, а непрерывно давить на лодку секунды три, отталкивая её от причала. Так, по моему опыту, лучше получается. Рулевой должен отходить под малым углом, а не резко поворачивать, а то кормой зацепит причал.
Вышли в море, попробовали поставить паруса, хрен там - ветра почти нет, скорость 4 узла. С такой скоростью, говорит Слава, мы и к вечеру никуда не дойдём. Пошли под двигателем. Каждый час сменяем друг друга за штурвалом, идём из Бара в сторону Которского залива. То есть, на северо-запад. Слава обращает внимание на навигационные опасности. Где-то просто чёрный шар лежит на скалах, ночью не освещается. Скалы почти вровень с водой. Где-то просто осыхающая скала. Плыли несколько часов, добрались до островков Света Неделя и Катич, напротив города Петровац. Зашли в бухту острова Света Неделя, бросили там якорь. Делать всё надо очень внимательно, т.к. совсем рядом маленькие глубины. Видно, как по мере уменьшения глубины, вода изменяет свой цвет с тёмно-синего сначала на бирюзовый, потом светлеет, желтеет и вот уже песок на дне и берег. На вершине острова стоит церковь и туда ездят водные такси.
![](http://static.diary.ru/userdir/1/9/6/0/1960480/82925425.jpg)
Сожрали одну курицу-гриль, а потом все пошли купаться, а мне надо было мыть посуду, т.к. я сегодня дежурный. Гыгыгы, говорю Славе, Марина пошла купаться, а Борис в это время пошёл в сортир.
![:gigi:](http://static.diary.ru/picture/1134.gif)
Проплыли остров Свети Стефан, потом Будву и остров Свети Николы, в это время Слава сказал нам взять пеленг по трём точкам и нанести его на карту, чтоб не скучали. Потом плыли ещё пару часов, зашли в залив Траште и вошли в бухту Бигова. Про Бигова нам Слава уже рассказывал - морально готовил, так сказать. Небольшая рыбацкая деревушка. Нету ни хрена. Даже пресную воду туда возят в цистернах. Всё, что там есть это один рыбный ресторан с причалом и буями. Семейный бизнес, так сказать. Хозяева сами вылавливают для ресторана рыбу и морепродукты. Всё самое свежее, хотя бы в теории, но цены кусаются, что тоже понятно.
![](http://static.diary.ru/userdir/1/9/6/0/1960480/82925488.jpg)
К причалу был пришвартован катамаран, но место ещё оставалось. Туда мы и пришвартовались. Тут были не утки, а швартовные тумбы, на которые швартовы вяжутся штыком. После швартовки Слава спросил, ну что, мол, пойдём в ресторан или обойдёмся скромным ужином на борту? Как я уже говорил, Борис и Марина были людьми обеспеченными, так что какой-то там "дорогой ресторан" их не испугал, а наоборот, даже подогрел интерес. В общем, в ресторан мы пошли. Помню, что выжрали два литра белого вина - оно дало мне по шарам, т.к. я почти ничего не ел. А не ел, потому что не умел. Принесли в основном разного вида ракушек, улиток, раков или чо там в море плавает. Жрать там особо нечего. На них в основном налегал Борис. Он сказал, что в ракушках главное соус. И правда, соус был вкусный, но им особо не наешься. Потом помню была большая рыба с овощами. Это я знал, как есть, но уже был пьяненький. Зохавал овощей, потом рыбу, так что в целом наелся. Счёт на четверых составил 250 евро! Это я до сих пор забыть не могу. И мечтаю как-нибудь повторить заход в Бигово, но уже с друзьями, чтобы разделить с ними те ощущения.
Когда мы закончили ужинать, уже стемнело. Зашли на яхту, отошли от причала и пришвартовались к одному из буёв. Неподалёку стояло несколько яхт с горящими якорными огнями. Мы тоже включили свой и пошли спать.
День четвёртый (ср 24.07.2013)День четвёртый (ср 24.07.2013). Просыпаюсь с утра в своей каюте, слышу, что-то капает. Ну, думаю, хуйня какая-то, перевернулся на другой бок и заснул. Утром лезем проверять двигатель. А там в поддоне дофига воды. Слава попробовал на язык. Вода пресная - не сладкая и не солёная. Если б солёная, значит, морская - подтекаем, если сладкая, значит, тосол из двигла. А если пресная, то хрен знает, откуда она взялась. Отнесли в разряд неразрешимых загадок. Мож, когда лодку опресняли, натекло, но после этого вроде проверяли двигло. Воду убрали, протёрли насколько возможно, и решили пока держать вопрос на контроле.
Сегодня Борис - капитан, Марина - кок-радист, я - штурман. Надо рассчитывать курс по карте, отслеживать наше местоположение и всё такое. С утра Слава ещё раз показал, как швартоваться к бую, на случай, если вчера мы пьяные были и не запомнили. Потом все по очереди потренировались, после чего я встал за штурвал и стал выводить лодку из залива. Слава рекомендовал "не облизывать берега", потому что "корабли живут в море, а гибнут на берегу". Т.е. не надо стремиться "срезать углы" и проходить как можно ближе к берегу - это чревато. У берега глубина меньше, может быть какая-нибудь подводная скала или ещё какая херня. На глубине таких шансов меньше.
Подплыли ко входу в Которский залив и стали в него заходить. За штурвалом стоял кто-то другой, а я пытался отследить наше положение по карте, и когда надо поворачивать, чтобы не заплыть в хорватские терр.воды. А то припрёцца патрульный катер и выпишет нам штраф - у них это быстро - и хорваты и черногоры очень любят эврО.
![;)](http://static.diary.ru/picture/1136.gif)
Плывём, плывём между двумя берегами, вдруг Слава видит причал. О, говорит, сейчас мы здесь потренируем швартовку. Послал Марину и Бориса на нос смотреть, нет ли там каких подводных камней. Плывём малым ходом, вдруг Марина в воду показывает и чо-то кричит, Борис: "да не, хуйня!" и потом "Хрясь!" - мы зацепили за дно. Слава сразу включил задний ход и отплыл назад. Это, говорит, была учебная постановка на мель. В воду никто не кувырнулся, удар был не сильный, но мы впечатлились. Причал был признан непригодным для швартовки, поплыли дальше. Наконец, впереди увидели остров Страдиоти (Свети Марко) - он таким ярким зелёным горбом выделяется на фоне огстального берега. Перед ним есть ещё Госпа-од-Милости - маленький островок с церковью, а между ними мель, поэтому надо быть аккуратным.
![](http://static.diary.ru/userdir/1/9/6/0/1960480/82925428.jpg)
С южной стороны острова дул хороший ветер, и мы попарусили. Яхту разгоняли до 10 узлов по лагу. Скоко на самом деле было - не знаю, GPS-навигатор там отсутствовал как класс. Наверное, типа, чтобы мы рассчитывали только на себя, это во время обучения полезно. Но места там мало - только яхта разогналась, уже пора поворачивать, а то впилишься в берег. Потом перешли на северную сторону Страдиоти, там ветра не было. Встали на якорь. Недалеко от нас несколько яхт тоже стояли на якоре. А на материке было видно Тиват, аэропорт, как самолёты садятся и взлетают, а ещё чуть дальше - Порто Монтенегро - марину около Тивата - "марину международного класса", как сказал Слава, в которую мы зайдём на обратном пути, если захотим посмотреть, что это такое, и которая по сравнению с мариной г.Бар - небо и земля. В Баре ничего нет, а тут есть всё! Мы искупались, потом Марина сварила одну пачку сосисок - на обед. Оказались очень жирные. После обеда у нас был семинар по МППСС - вообще он у нас каждый день был, разбирали по главе в день.
Мимо проехал катер с мужиком на водных лыжах. Мужик улыбнулся и показал нам большой палец. "Был бы русским, он бы нам другое показал", - говорю. "Даа, точно" - соглашается Слава. Сейчас у нас будет ночной переход в Котор - говорит Слава. Штурману - это мне - надо сделать лоцманские проводки по маякам. Проложить по карте компасные курсы, понять какой маяк когда видно и решить, что делать, если его будет не видно. (Нужно заранее найти на карте другие маяки и прочие заметные ориентиры, чтобы всегда понимать, где мы находимся). Загрузились мы всем этим, Борис загрузился даже больше меня, ну, он же сегодня капитан, ему лодку вести. Вроде разобрались, как плыть, снимаемся с якоря.
И ещё одно - говорит Слава - тут стоят учебные бочки, раньше военные корабли их расстреливали на учениях и всё такое, а сейчас они на карте обозначены, но никак не освещаются, поэтому идите на нос и глядите в оба. Наблюдать было несложно, яхта шла не быстро, засветка от берега давала хорошую видимость. Мы прошли опасное место и никаких бочек не увидели. "Я вас наебал" - сказал Слава - "бочки эти давно убрали, только одна осталась, да и то в стороне. Но вы всегда должны считать себя ближе к опасности. Нам могли сказать, что их убрали, а на самом деле не убрали. А когда ты в них влетишь, претензии предъявлять будет некому."
Дальше нам нужно было найти вход в узкость между Каменари и Лепетани. Там ещё паромы ходят с одного берега на другой, это тоже надо учитывать. Дорога проходит по самому берегу, машины едут, их красные огни перекрываются деревьями, и кажется, что они мигают. Есть ещё светофоры - тоже мигают. Красным и зелёным. Всё это сильно затрудняет обнаружение маяков. У меня зрение ни к чёрту, и даже то, что я очки надел, не помогло. Марина и Борис, стоящий на корме яхты за штурвалом, все маяки находили намного раньше меня. Плывём наугад - по компасу, где-то там должна быть узкость. Видим на пути белый огонь - что-то освещается. Подплываем ближе, огней всё больше - это большой пароход на якоре. Несколько палуб освещается огнями. Проплыли мимо, снова смотрим маяки. Нашли, входим в узкость, дальше пошли параллельно берегу на следующую пару маяков, обращая внимание на паромы, чтобы они стояли на месте. Всё это происходит медленно, мимо нас вдоль набережной у самой воды едут машины, жизнь бьёт ключом, и мы такие плывём.
Вышли из узкости, нужно искать маяк в стороне города Пераст. Ищем, а нету, а мы уже далеко вышли. Ищем следующий маяк правее. Нашли, идём на него. Слава говорит - на самом деле тот маяк выключен уже давно. Это чтоб вы были готовы, что не всегда всё бывает, как по карте. Плывём, плывём, наконец, видим главную достопримечательность Котора - большую крепостную стену, она ещё и освещается. Перепутать невозможно, мы пришли в Котор!
![](http://static.diary.ru/userdir/1/9/6/0/1960480/82925833.jpg)
Подплываем к причалу, зашвартовались. Время около 11 вечера. Борис достал пеффко из холодильника и мы отметили приход в Котор. Пошли в город. Там почти всё уже закрыто, хотя народ гуляет по центру толпами. Борис уломал каких-то официантов подать нам кофе, хотя они уже закрывались. Попили кофе, вернулись на яхту и завалились спать.
День пятый (чт 25.07.2013)День пятый (чт 25.07.2013). Котор. Сегодня я капитан, Марина - штурман, Борис - кок-радист. Слава обнадёжил нас, что сегодня мы будем мыться в туалете, который входит в список ЮНЕСКО. Крепость Котора входит в список ЮНЕСКО, а туалет и душевые в крепости, значит, и они тоже туда входят. Ничего особенного в туалете и душевых я не заметил, горячей воды нет, как обычно, есть только прохладная.
![](http://static.diary.ru/userdir/1/9/6/0/1960480/82925839.jpg)
Позавтракали в кафе около крепости, потом пошли на закупку жратвы. В которском магазе я прикупил офигенный вишнёвый чай, который потом не смог найти ни в Сербии, ни тем более у нас в Москве. Ну, точнее, в Москве его иногда подают в сербских ресторанах. Ещё купил чаи "альпийский" и из шиповника, но они были не такие классные.
![](http://static.diary.ru/userdir/1/9/6/0/1960480/82925841.jpg)
Настало время уходить из Котора. Тут надо сказать, что в Котор приходят огромные океанские лайнеры. Ну или не океанские.
![:gigi:](http://static.diary.ru/picture/1134.gif)
![](http://static.diary.ru/userdir/1/9/6/0/1960480/82925835.jpg)
На причале мы по очереди стали тренировать швартовку лагом. Сначала в составе команды, а потом уже и в одно рыло. В одно рыло, конечно, сложнее, но если ветер слабый, вполне реально. Потренив швартовку, зашли в магазин, закупились черногорскими винами. Потом отошли от причала, встали на якорь и искупались, потому что было пиздец, как жарко, а у нас никакого навеса. Потом подошли к берегу уже в другом месте и попробовали греческий вариант швартовки - с носа отдаём якорь, кормой подходим к берегу и вяжем её к берегу швартовами. Я в это время сидел на якоре, естественно, ничего не увидел и вообще, этот эпизод у меня как-то выветрился из памяти.
После этого был уже вечер, солнце клонилось к закату, мы поплыли к Порто Монтенегро. За штурвалом снова был я - я ж сегодня копетан. Солнце светило мне аккурат в морду, и Марина одолжила мне свои солнечные очки. Около города Пераст есть два островка, на одном из них что бы вы думали? Правильно, церковь. Слава предложил мне туда пришвартоваться. А там причал - размером с нашу яхту. Из узкости ветер дует в морду и яхту сносит назад, кругом водные такси шныряют и дети на байдарках круги нарезают. В общем, оживлённый трафик. Я, значит, плыву, рулю, а причал всё не приближается. Я поддал ходов побольше, яхта разогналась до пяти узлов, и причал я проскочил. Разворачиваюсь, опять проскочил. Слава меня отругал - место сложное, кругом маленькие лодочки, дети, чо за манёвры на пяти узлах? Я опять дал малый ход, и давай выцеливать на причал. Мне казалось, до него ещё далеко, а Борис уже спрыгнул и привязал яхту.
Причал смотрит на верхний остров.
![](http://static.diary.ru/userdir/1/9/6/0/1960480/82927701.jpg)
А вот причал крупным планом (чтоб вы поняли всю глубину, так сказать... и насколько я крут...
![:gigi:](http://static.diary.ru/picture/1134.gif)
![](http://static.diary.ru/userdir/1/9/6/0/1960480/82927699.jpg)
Мы сошли на берег, купили там магнитиков и мороженое, сфоткались, постояли и поплыли дальше. В узкости надо было снова следить за паромами, но было ещё светло, и мне повезло, они прошли передо мной. Стали приближаться к Порто Монтенегро. Запросили их по рации - это тоже вызвался сделать я. Было страшно, но всё прокатило, сказали, можно заходить. Перед входом в марину стояла гигантская яхта с мачтой о пяти краспицах. Яхта длиной метров двадцать, наверное. Вот бы на такой покататься, гыгыгы! Снаружи она стоит, наверное, потому что в марину не влезла. Заходим в марину, кругом дорогущие яхты, нам показывают место, надо швартоваться. И это тоже вызвался сделать я. И всё получилось! Токо, по-моему, со второго раза, ну да какая разница. Так мы оказались в марине международного класса!
![](http://static.diary.ru/userdir/1/9/6/0/1960480/82925969.jpg)
Слава рассказал, что на территории есть отель, кафе-рестораны, яхтенные магазины и конечно душевые с туалетами. Туда мы в первую очередь и пошли, после того, как опреснили лодку и провели стандартные процедуры после швартовки. Ну, да, душевые там получше, чем в Баре. Их много, по-моему, даже горячая вода была. а главное, на территории кругом клумбы, огоньки всякие, народ гуляет, в общем, круто. В Баре попроще, конечно. Борис отжёг. То хвастался, хвастался, а тут погрустнел чо-то и говорит: "смотрю я на этих людей и думаю, какой же я бедный!" Не грусти, Борис, - говорю - скоко бы мы ни нахапали, всегда будет кто-то богаче, ну и беднее. Что ж теперь из-за этого переживать? Такова селяви!
![:gigi:](http://static.diary.ru/picture/1134.gif)
После душа пошли на ужин. Но не на территории марины, а снаружи, в городе - в Тивате. Нашли ресторан, сели, я решил заказать бутылочку винца. Было два варианта: за 35 эврО и за 14. 35? - спросил я - дорого! Вот буду вспоминать тебя, - говорит Марина, - и буду вспоминать слово "дорого". Борис поржал. Но я не поддался, купил вино за 14 эврО, а оно оказалось говённым на вкус. Делать нечего, пришлось пить, уплочено же. Эх, надо было брать за 35. Хотя, мож оно такое же на вкус, вот был бы попадос! Поужинали, вернулись на яхту и завалились спать.
@темы: Яхты и красивая жизнь