Тут нада чота умное напейсать! Шоб сказал, как отрезал! Но чота ничо не приходит вголову, сцуко (( :D
Осмотр Старого СтамбулаОсмотр Старого Стамбула
Утром 21 июля я встал разбитым и уставшим. Главная цель приезда была вчера, вторая главная цель будет только завтра вечером, поэтому нужно как-то убить целых два дня. Я помнил, что завтрак с 7 до 10, и еле заставил встать себя в 8.45, а к 9.00 выполз к месту кормёжки. Естественно, что почти всё там было уже сожрано. Но мне тоже что-то осталось. Стандартный турецкий завтрак. Брынза, маслины, нарезанные огурцы и помидоры и чай с вареньем. Не густо, конечно, но если навернуть побольше, можно как-то продержаться до обеда. Кроме того, там жарко, и гораздо сильнее хочется пить, чем есть.
Самым большим моим желанием было после завтрака пойти и завалиться спать. Но я подумал, как я потом посмотрю в глаза Надежде, когда она спросит, где я был и что видел. Поэтому я подошёл к портье и спросил, как проехать до дворца Топкапы. Он сказал, что нужно пройти в указанном направлении, сесть на трамвай и там будет дворец Топкапы. Путеводитель я с собой не взял. Это неспортивно. Взял фотоаппарат, бабло и пошёл в указанном направлении.
Скоро я дошёл до трамвайных путей. Но остановки там не было. Её нужно было дополнительно искать. Зато рядом была автобусная остановка. Ну, я же самый умный, даже по-турецки читать умею. Я прочитал на автобусе, что он едет через Топкапы, попросил, чтобы кондуктор сказал, когда оно будет и поехал. Кондуктор, понятное дело, забыл про меня и Топкапы, в итоге через полчаса я доехал до конечной. Зато полюбовался видами Стамбула. К сожалению, я не представлял виды какого района я наблюдаю, так что толку от них никакого. Спрашиваю у кондуктора, мол, где Топкапы-то? Кондуктор, мол, блин, забыл. Отвёл меня на другой автобус, который идёт обратно, и бесплатно отправил меня до Топкапы, сказав, чтобы водитель предупредил меня, когда оно будет. Я снова еду, еду и думаю, что этот водитель тоже забыл про Топкапы.
Рядом со мной едет немолодой мужик, я у него и спрашиваю, как мне попасть в Топкапы. Он мне начинает что-то рассказывать, я ни хрена не понимаю, это видно по моему лицу, и он подключает соседа, сосед тоже что-то объясняет, я тоже ни хрена не понимаю, он спрашивает, что мне в Топкапы надо-то? Я им говорю, Дворец Топкапы. Они догадываются, что я не местный, подключают стоящую рядом тётку, она мне сначала на турецком, потом на английском пытается что-то объяснить. Совместив английский и турецкий тексты, я делаю два вывода. Первый, надо бы подучить турецкий, прежде чем куда-то ехать, ну это я и так знал. Второй, надо было всё-таки ехать на трамвае. Их совместные указания сводятся к тому, что надо доехать до Лалели, сесть там на трамвай и проехать три остановки.
Перспектива доехать туда же, откуда я и приехал, меня мало радовала, тут я заметил что рядом блеснули трамвайные пути. Я вылез на остановке, со мной вышел один из объяснявших, показал мне, в какую сторону садиться на трамвай и пошёл по своим делам. Трамвай шёл в противоположную от Топкапы сторону. Оказывается, район Топкапы и Дворец Топкапы – две разные вещи, причём в путеводителе, по-моему, об этом говорилось. Действительно, надо было ехать на трамвае, и в нужное место я попал бы часа на два раньше. Тут я могу изобразить нормальную реакцию русского человека – сделать круглые глаза и сказать: «Ну, откуда ж я знал-то?»
)).
Жетон на один проезд на трамвае стоит 1,30YTL. На наши деньги это около 22 рублей. Круто, однако, у них там транспорт стоит. Мне было сказано выйти на остановке «Султанахмет», и на этот раз я решил послушаться. Вышел я прямо в какой-то сад, как оказалось позже, это парк, название я забыл. За парком я увидел минареты и купола мечети и двинул туда. Издалека я подсчитал, что минаретов шесть. Значит, это мечеть Султанахмет или Голубая мечеть. Сегодня, кстати, пятница, народ туда молиться идёт, поэтому стоит подумать, идти ли внутрь. Не дойдя до мечети, я вышел на территорию так называемого Ипподрома. Во времена Византии здесь был Ипподром.
Я не буду приводить здесь фотографии всяких туристических объектов, вы их можете найти в каталогах и путеводителях, причём, гораздо лучшего качества, и там про них грамотно рассказано. В общем, на Ипподроме стояло два обелиска, обломок Бронзовой Колонны и Немецкий Фонтан. По краям были расположены Музей Искусств, Ректорат чего-то, целиком одну сторону занимал забор, за которым был внутренний двор Голубой мечети.
Сначала я обошёл мечеть вокруг, потом, смотрю, туристы заходят (ну, всякие дебилы с фотоаппаратами, вряд ли это верующие), зашёл тоже. Обошёл внутренний двор мечети, это, в общем, сад со скамейками, там же краны есть для омовений. Потом я зашёл в самый внутренний двор мечети, это где по центру штуковина с кранами для омовений и всё вымощено каменными плитами. Сбоку туристы заходили внутрь мечети, снимая башмаки, но этого сделать я не рискнул, пофоткал внутренний двор и вышел оттуда. Слева от мечети, если смотреть с Ипподрома, я увидел розовую мечеть с четырьмя минаретами. «А, это какая-то маленькая мечеть с четырьмя минаретами, про которую написано в путеводителе», - подумал я. Между этими двумя мечетями был парк с клумбами.
Пока я гулял по этому парку, мне позвонил наш начальник, который первый день вышел из отпуска, и руководство сразу разрушило ему мозг на предмет, чего это у него подчинённые срываются посреди недели в Стамбул. Также он спрашивал, можно ли с понедельника отпускать второго админа в отпуск. Я сказал, что в понедельник буду, но он мне не поверил, потому что когда я в понедельник приехал, второй админ был не в отпуске.
Пообщавшись с начальником, я пошёл в розовую мечеть. Оказалось, это и есть Храм Святой Софии. Вход туда обошёлся в 10 YTL, но сходить туда стоило. Внутри я гулял, наверное, больше часа. Видел Плачущую Колонну, даже прокрутил там палец, благо, перед этим Надежда сказала мне, как это делается. В общем, рекомендую всем, кто планирует съездить, обязательно сюда сходить.
Выйдя из Собора, я прикупил себе тюбетейку за 5 YTL и спросил, где подземная цистерна Йеребатан. Мне показали, я пошёл в указанном направлении, успешно миновал цистерну, и пошёл дальше по улице. Путь мой проходил мимо кафе, официант меня окликнул, и я понял, что хочу жрать. Наученный путеводителем, я сразу попросил меню, и оно у меня оставалось до конца обеда. Никто у меня не пытался его вырвать, так что, может, это туристический район, и накалывать тут невыгодно, а может, это несколько лет назад практиковалось, а сейчас утратило смысл, не знаю. За 11 YTL я пожрал рис с мясом и овощами и запил всё это двумя чашками яблочного чая, причём чай мне обошёлся в 4 YTL. Как только я напился горячего чая, потекли сопли из носа (где взаимосвязь?). Потом официант показал мне вход в цистерну, я вернулся туда и за 10 YTL вошёл внутрь. Да, впечатление производит. Уходить я не торопился, гулял туда-сюда. Вот, блин, люди как устроены. Какой-то подвал с водой, которому несколько сотен лет, всё мокрое, холодно, сверху на голову вода капает, а их оттуда не выгонишь, и они ещё за это деньги платят. Хотя, всем рекомендую посещение
. Когда я уже собрался уходить, то обнаружил там «Cistern Cafe». В этом кафе я выпил содовой воды, сидя за столиком и глядя вдаль между колоннами. Впечатление прикольное.
Так как путеводителя у меня не было, я попробовал отправиться на поиски Малой Святой Софии, пошёл в правильном направлении и попал в настоящий Старый Стамбул. Узкие улочки, круто поднимающиеся вверх и тут же ныряющие вниз. Где-то вдалеке я периодически видел море, но до него так и не дошёл, потому что туристов никого, только редкие прохожие и кругом одни, эээ… местные жители, стрёмно, короче. Когда я уже подумал, что заблудился, из окна, рядом с которым я проходил заиграла песня Yıldız Tilbe. Песни у неё такие, как бы это сказать, национальные, поэтому другой бы тут вообще обосрался, а я ничего, как то даже успокоился малость и пошёл дальше. Как только я вылез на краешек Ипподрома, то понял, что заблудился в трёх соснах. Улочки, может, сильно петляют, влево-вправо-вверх-вниз, но все они короткие.
Постоянно зверски хотелось пить, и ничего не помогало, точнее, помогало, но ненадолго. Я купил очередную колу и присел на скамейку на Ипподроме, чтобы сообразить, куда идти дальше. Пойду, поищу Топкапы, отдохнув, подумал я. В конце концов, я из-за него сегодня сюда и приехал с утра. Перед поисками Топкапы я умудрился купить в местном магазинчике большую бутыль воды (1,5л) всего за 1 YTL, что гораздо выгоднее, чем кола (0,5л) за 4 YTL. Ещё я разжился пакетом, в который сложил свою бутыль, фотоаппарат и все приобретения. Топкапы оказался рядом, в процессе своих перемещений я неоднократно ходил мимо, и не обращал на него внимания. Сейчас было около пяти часов, и я думал, что музей Топкапы закрыт (а реально он работает аж до 19.00), поэтому я хотел его хотя бы найти, чтобы не переться в отель так рано.
Как мне было сказано, я пошёл по трамвайным путям и прошёл к воротам парка Гюльхане (Gülhane буквально «Дом Роз»). Далее я прошёл в сам парк, мне там понравилось, много тени, высокие деревья, цветы и мощёные дорожки. Гулял я там около часа, параллельно переписываясь СМСками с Турчанкой. Периодически со мной заговаривали местные жители, приходилось объяснять, что я пока не сильно владею языком, поэтому понимаю далеко не всё. Пройдя весь парк я стал подниматься наверх, где были знаменитые чайные сады Гюльхане. Это столики стоят над обрывом, там можно заказать бухло и жратву и созерцать вид на Босфор. Кроме того, там постоянно ветер с моря, так что прохладно даже в жару. Там я выпил колу за 3 YTL, полюбовался видом, там ещё музон прикольный играет, но всё-таки одиноко как-то мне стало. Некому, знаете ли, разделить со мной восхищение видом, колой и музоном. Забор Топкапы я видел, но вход в него так и не нашёл, поэтому отложил до это до завтра.
Парк Gülhane
![](http://static.diary.ru/userdir/1/9/6/0/1960480/82831399.jpg)
Вид на Босфор из Чайных Садов Гюльхане
![](http://static.diary.ru/userdir/1/9/6/0/1960480/82831392.jpg)
Выйдя из Гюльхане с другой стороны я пошёл пешком вдоль дороги. Какого хрена я туда попёрся, не знаю, но в итоге я вышел к вокзалу Сиркеджи. Там я заценил местные курабье (противное печенье, постоянно крошится), прикупил ручку и блокнот для подсчёта бабла и ведения путевых заметок. Постоянно, блин, забываю взять с собой из дома, и приходится покупать уже в поездке за валюту
. После этого я сел на трамвай и вернулся в Лалели.
В Лалели нужную улицу я нашёл довольно быстро, а вот отель оказалось найти проблематичнее, но через некоторое время я и с этим справился. Хотя, стрёмно, конечно. Вечер, кругом местные тусуются. А чего бы им, спрашивается, и не тусоваться? Они у себя дома, как-никак.
В номере я посмотрел телик перед сном, увидел клип Фунды Арар на песню «Benim için Üzülme», который произвёл на меня неизгладимое эротическое впечатление. После этого ночью мне несколько раз снилась Фунда Арар, с которой я вёл светские разговоры на турецком о природе, о погоде, о работе и вообще о жизни.
Поход в Музей ТопкапыПоход в Музей Топкапы
Снова я выполз к девяти из номера, стандартный завтрак, после которого я пошёл на трамвайную остановку. Наученный предыдущим опытом, путеводитель я на этот раз взял с собой. Дойдя до улицы Ordu Caddesi, на которой располагались трамвайные пути, я пошёл по ней до трамвайной остановки. Потом мне расхотелось ехать на трамвае, и я пошёл пешком дальше. По пути слева от меня я увидел большую мечеть, поднялся поближе и увидел Площадь Беязит. Мечеть тоже называлась Беязит. Также там находились ворота Стамбульского Университета и Музей Каллиграфии. Я перепутал, и думал, это музей ковров или типа того.
Вход туда стоил 3 YTL, но служитель впарил мне какую-то рекламку и содрал с меня 8. Я зашёл внутрь и стал смотреть. Музей маленький, там внутри под стеклом разложены Кораны ручной работы. Их переписывали от руки и украшали орнаментом. Также там были картины, представляющие собой надписи из Корана, украшенные орнаментом. Расстояние между строками было полинтервала, поэтому буквы в соседних строках частично перекрывались. Это сильно осложняло чтение, если отдельные буквы ещё можно было разобрать, то склеить их в слова уже не получалось. Также там были султанские тугры, написанные по тому же принципу.
Всё это время по музею я ходил один. Тут зашла иностранная пара и тоже стала смотреть. У меня мелькнула классная мысль подскочить к ним сейчас с безумными глазами и начать рассказывать что-то про Пророка Мухаммада и Первых Халифов, тыча в сторону картин. Но для этого во-первых, нужно было заранее подготовиться, а во-вторых, администрация музея могла выскочить и настучать мне по сопаткам, чтобы народ не смущал.
Выйдя из музея, я зашёл во внутренний двор мечети Беязит. Там ко мне подскочил мужик с вопросом: «Русский? Арабий?» Можно было сказать «Арабий» и потом наблюдать за тем, как он мне по-арабски будет впаривать путеводитель, но арабские числительные я подзабыл, поэтому сказал, что русский. Он мне сунул русский путеводитель: «25 лир… 15… 10…» Ну, за десять лир я взял, потому как скидку в 150% мне делают не каждый день. Вдобавок он мне подарил ещё карту Стамбула. В путеводителе русский язык оказался с ошибками, но всё понятно, по крайней мере, мне и много классных фоток зато.
Купив путеводитель, я решил убраться из мечети, пока ещё чего не случилось и, обогнув мечеть, попал на Книжный Рынок. Рыночек небольшой, там продаётся в основном литература для студентов, благо Университет в двух шагах. В основном мне бросилось в глаза почти полное отсутствие компьютерной литературы, зато обилие словарей и руководств по экзамену KPSS. Это такой экзамен по знанию страны, который даёт право работать в государственных структурах. Частью его является тест по английскому языку, который может служить плюсом при устройстве на работу в частные компании. Короче, в Турции туристический бизнес пользуется государственной поддержкой, и книжный ассортимент лучшее тому подтверждение.
С рынка я пошёл по улице дальше и внимание моё привлёк вход в большой каменный сарай. Это оказался знаменитый Крытый Рынок. Он круто разрекламирован в путеводителях, но большого впечатления он на меня не произвёл. Может, несколько лет назад, когда мы все были немножго другими… В общем, представьте себе Черкиз, только не с пластиковыми потолками вверху, а с узорчатыми каменными, вот и всё. Шмоток, правда, поменьше, побольше золота и украшений. Я нашёл там сабли и приценился. 100 и 150 баксов, но впечатления они на меня не произвели. Наверное, надо идти в специальный сабельный магазин и заказывать там. На офигительную саблю и цена будет офигительная. Никто там на меня не кидался, не предлагал ничего купить, а в путеводителе написано, что прямо вообще, порвут на части. Может, конечно, продавцы зажрались за несколько лет, а может, у меня вид был очень суровый, а может, я мужик, а может, в путеводителях сильно всё приукрашивают. Вышел я оттуда не через ту дверь, где зашёл, поэтому опять не знал, где я. Увидел вход в Бани Джаалоглу, но внутрь зайти не рискнул. В путеводителе обращается внимание, что мужчины и женщины там моются отдельно! Представляете, какая дикость в нашем цивилизованном мире!
А я почему-то думал, что моются всегда именно так.
Дальше я вылез-таки снова на улицу Орду, увидел знакомые трамвайные пути и пошёл дальше. Справа от меня возник склеп какого-то султана. Во внутреннем дворе было кладбище. То, что это склеп, я понял только войдя внутрь. Султан и члены его семьи захоронены в больших сундуках, которыми заставлен весь склеп. Выйдя оттуда, я понял, что хватит шляться, сел на трамвай и доехал до Гюльхане. Глядя на карту в Путеводителе, я понял, где вход и пошёл туда. По дороге я видел вход в Монетный Двор, Музеи Керамики и Древнего Востока. Сфотографировал Церковь Святой Ирены, после чего купил билет в Дворец Топкапы. Стоит он 10 YTL. Билет в Гарем покупается отдельно на территории Дворца и стоит тоже 10 YTL. Перед посещением Дворца, я решил закупить дополнительную плёнку. 36-кадровый Кодак 400 обошёлся мне почти в 10 баксов, поэтому покупайте лучше дома перед поездкой. Заодно я сходил пожрал там же, где вчера, причём, снова меня не обманули, а даже сделали скидку.
Вопреки воплям Путеводителя про то, что Топкапы огромен, и на него нужен целый день, для осмотра достаточно двух-трёх часов, если, конечно, вы не собираетесь часами созерцать какой-нибудь экспонат. Я всё равно не сильно силён в антиквариате, поэтому окидывал взглядом экспонаты и шёл дальше. Основное время ушло на неспешные прогулки по территории. Надолго я застрял только в месте, где выставлялось оружие. Там были выставлены европейские мечи, три штуки. Сабли по сравнению с ними казались игрушками. Все мечи были немаленькие, но самый большой имел длину клинка 2,5 метра и рукоять 0,5 метра с солидным железной шайбой-противовесом на конце. Длина именно такая, я не преувеличиваю. Я так и не смог представить, как эту хрень можно было поднять, а потом ещё и драться. Также там были индийские мечи, чуть поменьше, конечно, но тоже немаленькие. Если бегло всё просмотреть, достаточно будет и получаса на весь музей. В Гарем я не пошёл, жалко было 10 лир, да и ждать надо было. Народ там чувствует себя как дома: устав от дневной жары, ложится и отдыхает в тени на скамейках.
С утра до текущего момента я потратил около 50 лир, хотя совершенно не думал этого делать, поэтому озаботился финансовым планированием, чтобы дотянуть до конца поездки и купить дисков и сувениры. Выходило, что для внесения полной ясности, мне нужно определиться с покупкой музыкального инструмента. Буду я его брать или нет, и если да, то сколько у меня останется денег, будет известно только после покупки. Поэтому закончив осмотр музея Топкапы, я рванул на улицу Истикляль. Пришёл я туда где-то в полшестого по местному. В тот самый магазин, куда заходил в четверг.
Инструмент называется bağlama. Дома такой не купишь, вот и приходится извращаться. Насмотревшись на изделия Крытого Рынка, я понял, что пришёл не в шарагу, а в серьёзный магазин, где продаются инструменты для профессиональных и не очень музыкантов. В ассортименте присутствовали bağlama стоимостью от 60 до 600 баксов. Хорошие начинались со 125. Вполне приличные были за 100. Для обучения более, чем достаточно. Чтобы не брать самую дешёвую, я решил взять за 100. Таковых оказалось три. Я попросил подобрать мне из них самую лучшую. Хозяин сказал, что сейчас сюда очень удачно придёт его друг – музыкант. Заодно и подберёт.
Друг поочерёдно настроил каждую из трёх, и на каждой поиграл. В итоге отобрал одну, самую звонкую, которую мне и порекомендовал. Как только они увидели, как я взял инструмент, до них дошло, что я левша. Надо перекинуть струны, сказали они мне. Будучи на их месте, я сказал бы, мол, приходите завтра, струны будут уже перекинуты. Поэтому они меня очень удивили, сказав, что всё сделают прямо сейчас. Друг уволок инструмент в подсобку, где около получаса возился, перебрасывая струны. Оно ему надо? После этого он заново настроил инструмент и отдал мне. К нему прилагался чехол, запасной комплект струн и несколько медиаторов. Всё как полагается, короче. Ещё я прикупил там за 10 баксов диск и книжку про то, как учиться играть. В итоге, когда я вышел оттуда, было около семи часов по местному. У меня оставалось всего 20 лир и баксы, а обменники были уже закрыты, да я и не нашёл ни одного, поэтому за 10 баксов я купил одну печёную кукурузу и получил сдачи целых 15 лир!
Поход на концерт Фунды АрарПоход на концерт Фунды Арар
Я хотел занести всё это в отель, после чего уже пойти на концерт, но когда дошёл до Площади Таксим, сожрал там кукурузу, и пошёл искать автобусную остановку, время уже было около восьми. Я понял, что не успею, и вся надежда теперь была на камеру хранения. На месте я оказался в начале девятого, народу там было гораздо больше, чем в прошлый раз, много молодёжи, рок-музыка, всё-таки, а может, потому что я подошёл позже, чем в четверг.
Около театра стояло несколько машин, в одной из них сидел парень, у которого я и спросил, куда могу положить своё барахло до момента окончания концерта. Он стал думать, где здесь камеры хранения, но тут подошёл мужик в дорогом костюме, хозяин машины, наверное. Парень спросил у него, мужик посмотрел на меня, видок у меня был тот ещё: в руках полный пакет барахла, за спиной турецкая гитара, зато в глазах фанатичное желание попасть на концерт. Выяснив, что я из Москвы припёрся специально на концерт а гитару купил только сегодня, он повеселел и сказал: «никого не слушай, иди на концерт прямо так, ни в какие камеры хранения ничего не сдавай, потеряют».
Так я и сделал. Охранник совершенно нейтрально отнёсся к гитаре, но пакет с барахлом сказал сдать на хранение. Отставил меня в сторону и продолжил проверять толпу, которая становилась всё больше. Я стоял и соображал, куда же я теперь пойду. Между тем, девочки, абсолютно не заботясь тем, что я не ещё не пропущен на концерт, вручили мне рекламные салфетки и какое-то печенье в упаковке. Они это всем зрителям выдают, так и на первом концерте было. Я ещё постоял, постоял, потом прошёл дальше прямо за спиной этого охранника, после чего специальные товарищи показали мне, где сесть.
На радостях я перепутал и сел на ряд выше. Через некоторое время рядом со мной сели две современные миниатюрные турецкие девчонки. Современные, потому что одеты в брюки и футболки, а миниатюрные из-за небольших размеров. Они спросили у меня билет и переместили на ряд ниже. Я попал между двумя парами. Справа постарше, слева помоложе. Вот, блин, думаю, если бы Турчанка была здесь! А так сижу как дурак.
Начался концерт и в белом коротком платье на сцену вышла Фунда Арар! После короткого приветствия началась песня «Karartma Günleri» и засверкали десятки экранчиков сотовых телефонов, которые мне было сверху хорошо видно. Народ фоткал Фунду Арар, несмотря на все запреты. Тут же я подумал, что классно я сижу наверху, потому что внизу было бы ну очень громко.
Из того, что Фунда спела, многих песен я не знал. Получается, за её творчеством я следил не так внимательно, как того хотелось бы. С другой стороны, она пела не только свои песни, а и других исполнителей тоже, поэтому все их знать я просто не мог. А зал пёрся и пел. Вот, что я смог запомнить:
Karartma Günleri
Sevda Yanığı
Skandal
Также она спела следующие песни, но я не помню, какими они были по счёту:
Karaya Vuran Gemiler
Alagül
Arapsaçı
Gurbet Kuşu
Benim İçin Üzülme
Yasak Elma
И ещё была какая-то известная песня на английском. Фунда гораздо чаще, чем Йылдыз поворачивала микрофон в зал, и зал пел. Что касается меня, то половины песен я не знал, поэтому то пел, а то молчал, как дурак. На фотоаппарате вспышка у меня не отключается, поэтому стоит щёлкнуть, как набежит охрана, меня повяжут и полконцерта я не досмотрю. Всё-таки один раз я решился, зажал эту сраную вспышку рукой, и щёлкнул. Никто не прибежал, но фотка тоже не получилась. После концерта я щёлкнул пустую сцену, результат тоже нулевой. Вывод: чтобы фоткать на таких концертах нужна соответствующая техника соответствующей стоимости
.
Но что расстраиваться из-за каких-то там фоток, если я (и не только я!) слышал вживую песни «Alagül», «Sevda Yanığı» и «Karaya Vuran Gemiler». Первые две из её предыдущих альбомов, и у меня было несколько лет, чтобы от них зафанатеть. Третья из нового альбома, но я уже успел пропереться от неё. Тридцать баксов, потраченные на билет, я заработаю буквально за месяц, а на следующий её концерт попаду неизвестно когда. Поэтому давайте выпьем за то, чтобы не жадничать и не тормозить, а использовать прекрасные возможности тут же, как только они предоставляются, потому что другого раза может и не быть. Хотя, как показывает практика, жизнь добра к людям и предоставляет им шанс до тех пор, пока они, наконец, не решатся им воспользоваться, и после этого тоже. Проблема в том, чтобы суметь увидеть этот шанс, а не думать, что под видом шанса кто-то пытается тебя наколоть. Но мы отвлеклись.
Спев всё, что она считала нужным, Фунда откланялась и ушла. В перерыве я стал сравнивать личные впечатления от Фунды и Yıldız. Одно дело слушать их песни на диске или смотреть клипы, и другое увидеть лично, пусть даже и на концерте.
Фунда Арар – красивая женщина и известная певица и ведёт себя соответствующе. У неё сильный оперный голос. Рок-музыка явление интернациональное, поэтому вам не придётся настраиваться на её стиль и так далее. Можно сразу включить и слушать. Концерт происходил по следующей схеме: она быстро рассказывает о следующей песне, народ догадывается, что за песня, она объявляет песню и поёт. Потом аплодисменты, она говорит спасибо и всё сначала. В конце она сказала спасибо, до свидания и быстро ушла. Зато она много раз разворачивала микрофон в зал, чтобы все пели.
Во внешности Yıldız нет ничего особо примечательного, она самая обычная девушка. Песенки у неё простенькие, даже где-то наивные, в основном про любовь. Тексты и музыку она пишет сама. Мне понадобилось полгода, чтобы почувствовать её стиль и понять, насколько красивы её песни. Может быть, у вас это получится сразу же, потому что поначалу турецкую музыку я себе представлял несколько по-другому и эти полгода понадобилось в основном, чтобы понять, что то, что я услышал и есть настоящая турецкая музыка и примириться с этим. Голос у неё с хрипотцой. Такие голоса поначалу кажутся слабыми, и только присмотревшись, понимаешь, что диапазон ого-го. Концерт проходил так: Yıldız шпарила песни без объявления одну за другой с минимальным перерывом, пока не устал голос. Чего их объявлять-то? И так все знают. В конце, когда основная масса песен была спета, Yıldız позволила себе небольшой монолог. Микрофон в зал она повернула всего один раз. Наверное, экономила время, чтобы спеть как можно больше песен, чтобы такие как я сполна получили то, за чем пришли.
Мне показалось, что Фунда держится на расстоянии, в то время как Yıldız подпускает к себе очень близко. Вы можете сказать: «Конечно, Yıldız была в 10 метрах от тебя, вот тебе и показалось близко, а другой раз ты сидел хрен знает где, вот Фунда и держала тебя на расстоянии
». Не знаю, поэтому спорить не буду. Похожу ещё на концерты, может, напишу статью «Ощущение духовной близости в зависимости от расстояния между объектами».
В Yıldız есть какая-то детскость, что ли. Несмотря на свою известность, для себя она так и осталась «девочкой из Измира». Я решил так, когда увидел, как она махала ладошкой на прощание. Согласитесь, можно одеться нужным образом, и ты уже другой человек, но гораздо сложнее подделать свои жесты и движения. Именно поэтому жесты говорят о человеке гораздо больше, чем одежда. Может в этом и кроется феномен народной любви к Yıldız. Ну ладно, иногда мне бывает трудно выражать свои мысли словами.
После Фунды на сцену вышел Kıraç. В основном меня интересуют турецкие певицы, как правило, молодые и красивые, поэтому я думал, что ничего из его песен не знаю. Ан нет! Периодически я просматривал видеосборники турецких клипов, и выяснилось, что половину из того, что он спел, я уже слышал. Народ подпевал, и я тоже подпевал! Прикольно, да? На последних песнях я уже зверски хотел спать. Надо лошадиное здоровье, чтобы отработать целый день, а потом ещё на концертах до часу тусоваться.
Дисков на этот раз не продавали, на такси я тоже сел не сразу, потому что Лалели это близко, а все хотят сорвать банк. В итоге такси мне обошлось в 25 YTL, и в номер я зашёл в два часа по местному.
С этого момента поход на концерт Фунды Арар можно официально считать состоявшимся.
Последний день в СтамбулеПоследний день в Стамбуле
На следующее утро я еле встал. Из номера выполз к завтраку около девяти. После завтрака была мысль пойти завалиться спать. А чего, в самом деле? Все свои задачи я выполнил, торопиться больше некуда. Денег, опять же, не так много осталось. Но я подумал, что Надежда этого не поймёт. Поэтому решил прокатиться по Босфору на корабле, как она советовала. Взял путеводитель и пошёл осматривать Стамбул дальше.
Так как денег оставалось мало, я передвигался пешком. По трамвайным путям дошёл до остановки Султанахмет, и от Ипподрома пошёл искать Маленькую Святую Софию (Küçük Aya Sofya). Для этого пришлось идти вниз по улочкам, где я один раз уже заблудился. Снова мало прохожих, но кругом много отелей, как-то же туристы тут ходят, не боятся. В итоге я добрался до забора, за которым был храм. За забором была стройка. То ли его реставрируют, то ли стройка перед храмом. Вправо был проход в какой-то сад, может, нужно было идти через него, но я повернул обратно и решил зайти с той стороны. В итоге я вышел на побережье Мраморного моря, а София с этой стороны была отделена от меня забором и железной дорогой.
Поскольку было жарко, дальше лазить у меня не было никакого желания, поэтому я сфоткал то, что было видно. С этой стороны забор тоже был не современной постройки. Кирпичная кладка хрен знает какого века. Перебравшись через большое шоссе, идущее вдоль побережья, я добрался до набережной. Сфоткал маяк, потусовался на побережье и решил двигать отсюда дальше. Снова перешёл шоссе, подошёл к автобусной остановке, а там на каждой остановке карта и отмечено, где текущая остановка. Судя по карте, если идти по набережной, можно прийти на вокзал Сиркеджи в район Эминёню, и я двинул вдоль дороги.
Маяк в Мраморном море
![](http://static.diary.ru/userdir/1/9/6/0/1960480/82831417.jpg)
Прикольное получилось путешествие. С одной стороны дорога, с другой древние стены кирпичной кладки, идущие то впритирку, то поодаль. Это как раз те самые стены, которые видно из Чайных Садов Гюльхане. Набережная с Мраморного моря завернула в Босфор, и я пришёл к этим самым Чайным Садам. Зверски хотелось пить, поэтому я пошёл в один из них. Яблочного чая у них не было, зато был обычный за 5 лир. Фига себе, подумал я, сейчас принесут этот тюльпанчик, его бульк и нету, а дорого-то как. На наши деньги около 85 рублей. Мне принесли поднос с розеткой сахара и здоровенной бадьёй кипятка, на которой вместо крышки был заварочный чайник.
Освоив хитрости приготовления чая из этого набора, я целый час сидел там и дул чай. Даже попросил официанта меня сфоткать. Я подумал, когда кипяток закончится, согласно русской традиции нужно будет выпить всю заварку и сожрать весь сахар. Но заварка кончилась одновременно с кипятком, а сахара осталось тоже не так много. Отдохнувший, я пошёл на Истикляль, закупать сувениры.
Турция серьёзная страна с основательным подходом к жизни. У них есть, чему поучиться. Если верить Путеводителю, где описано, что было несколько лет назад и что сейчас, результат поражает. Скажем так, если бы большее, чем сейчас, число наших товарищей вкалывало, как они, результат тоже проявился бы. Это я по себе сужу. Короче, не надо думать, что мы это «О!», а они «Фу!». Зная наш менталитет, сразу скажу: не надо также думать, что мы это «Фу!», а они «О!». Тяжело научиться уважать одну страну, не обсирая другую, но это возможно, и оно того стоит. Эффект проявится сразу же. Да, у нас сейчас есть некоторые минусы, но в целом, есть, чем гордиться. Потихоньку эти минусы достанут нас настолько, что мы их один за другим ликвидируем, и тогда чётче выступят плюсы. Не стоит опускать руки только потому что кто-то сказал «Всё плохо». Странно, правда, что такие креативные мысли пришли ко мне не на Родине, а в Турции, но не столь важно, где именно они пришли, главное это сам факт их появления. Надо почаще посещать Турцию!
В целях экономии бабла я снова дошёл пешком от Гюльхане до вокзала Сиркеджи, постоял у причала, думая, прокатиться мне по Босфору или нет. Но сейчас мне уже лень было выяснять подробности посадки на нужный корабль, поэтому я забил, и пошёл по мосту Ункапаны до Каракёя. До сих пор от Каракёя до Истикляль я добирался исключительно при помощи вагончика. В этот раз я решил пройти пешком. Направление решил держать на Галатскую башню. Через некоторое время я добрался до этой башни, сфоткал её, потом прошёл по Истикляль, купил дисков, листовой яблочный чай и лукум, который потом оказался инжиром. После этого побывал в католической церкви Святого Антония Пандуанского. Фоткать там можно было только снаружи. Хотел найти ресторан «Режанс», полазил вокруг этой церкви, потом мне это надоело. Фиг с ним, с рестораном, потом как-нибудь найду. У меня оставался ещё билет на автобус, купленный раньше, поэтому от Площади Таксим я решил доехать на автобусе до отеля. Обратно тому, как я ехал сюда из отеля в первый день. Автобусная система у них интересная. Водитель стоит на конечной остановке и ждёт, пока наберётся народ. Одних автобусов больше, других меньше, поэтому ждать можно долго. Как только народ набирается, он едет. На промежуточных остановках всё происходит быстро, поэтому надо успеть выйти. Мне было легко узнать свою, во-первых, она под мостом, во-вторых, выходить надо как только проедем Акведук. Это бывший римский водопровод.
Галатская Башня
![](http://static.diary.ru/userdir/1/9/6/0/1960480/82831396.jpg)
Мост Unkapanı. Вид сбоку
![](http://static.diary.ru/userdir/1/9/6/0/1960480/82831423.jpg)
По пути к отелю я кинул монетку в фонтан. Автобус должен был быть в 22:00, поэтому я ещё умудрился поспать пару часов перед отъездом, после чего под включённый телик собрался и выполз в холл. Там уже сидела пара тёток – наши челноки. Как только они узнали, что я приезжал специально на концерт, у них, как и обещала Надежда, глаза стали круглыми. Знай наших! Не всё ж нам торговать
, надо и о культуре подумать.
На регистрации в аэропорту передо мной стояла пара. Русская девчонка колхозного типа и с ней молодой парень турок. Пьяный вдрызг. У него в руках была бутылка воды, он её несколько раз ронял. Девчонка на него наезжает постоянно по-английски, причём слова произносит абсолютно по-русски, не заботясь об английском произношении и прочей херне. Мне его даже жалко стало. Чего он к ней прилип? С другой стороны, сам виноват. Я живо вспомнил разговор в самолёте по пути сюда и у меня родился тост. Давайте выпьем за то, чтобы все русские бляди уехали из России заграницу, а остались только нормальные, и тогда нам, русским мужикам будет классно. Мне это показалось очень смешно, и я стоял за этой парой и ржал, и ведь не скажешь никому
. Но по зрелом размышлении, я нашёл в этом тосте изъян. Мужики-то у нас тоже не все идеальные. Поэтому для ликвидации дисбаланса придётся также вывезти за кордон и всех мудаков, что сложнее, потому как вышеуказанные женщины выезжают сами, а этих ещё и вывозить придётся. Придётся пока оставить всё как есть.
После указанного случая в аэропорту, когда я видел всё своими глазами, я стал более нейтрально относиться к фактам встречи наших девчонок с турецкими парнями. Не надо думать, что все наши девушки, типа, несчастные жертвы хитрых турков. Они сами знают, что делают и ещё неизвестно, кто попал. Но не будем о грустном.
На посадке в самолёт я снова встретился с тем же турком, с которым летел туда. Он сказал, что удачно съездил, рассказал всем про меня, и ещё попал на свадьбу. А я ответил, что наврал на работе, что еду на свадьбу. Мы посмеялись. Стоило мне с ним в полёте побольше поболтать, обменяться телефонами, и я бы привёз на работу фотографию свадьбы. Не подкопаешься!
. Наверное, так и было задумано, просто я тормознул. Впрочем, забегая вперёд, скажу, что на работе до меня и так никто не докапывался. Дальше мы расселись в самолёте, потерялись и больше я его не видел. Ну, может, если я буду часто летать в Турцию, мы ещё пересечёмся.
В нашем аэропорту таможенник спросил меня, с какой целью я летал в Турцию. Я ответил, что с туристической. А то долго объяснять. В зал ожидания я вышел около пяти утра, пошёл в кафе, заказал за 120 рублей чайник, которого едва хватило на две чашки. Здравствуй, моя хмурая Родина!
Чтой-то много получилось. Впрочем, всё читать необязательно, можно выборочно. А можно просто картинки посмотреть
.
12.08.2006
Утром 21 июля я встал разбитым и уставшим. Главная цель приезда была вчера, вторая главная цель будет только завтра вечером, поэтому нужно как-то убить целых два дня. Я помнил, что завтрак с 7 до 10, и еле заставил встать себя в 8.45, а к 9.00 выполз к месту кормёжки. Естественно, что почти всё там было уже сожрано. Но мне тоже что-то осталось. Стандартный турецкий завтрак. Брынза, маслины, нарезанные огурцы и помидоры и чай с вареньем. Не густо, конечно, но если навернуть побольше, можно как-то продержаться до обеда. Кроме того, там жарко, и гораздо сильнее хочется пить, чем есть.
Самым большим моим желанием было после завтрака пойти и завалиться спать. Но я подумал, как я потом посмотрю в глаза Надежде, когда она спросит, где я был и что видел. Поэтому я подошёл к портье и спросил, как проехать до дворца Топкапы. Он сказал, что нужно пройти в указанном направлении, сесть на трамвай и там будет дворец Топкапы. Путеводитель я с собой не взял. Это неспортивно. Взял фотоаппарат, бабло и пошёл в указанном направлении.
Скоро я дошёл до трамвайных путей. Но остановки там не было. Её нужно было дополнительно искать. Зато рядом была автобусная остановка. Ну, я же самый умный, даже по-турецки читать умею. Я прочитал на автобусе, что он едет через Топкапы, попросил, чтобы кондуктор сказал, когда оно будет и поехал. Кондуктор, понятное дело, забыл про меня и Топкапы, в итоге через полчаса я доехал до конечной. Зато полюбовался видами Стамбула. К сожалению, я не представлял виды какого района я наблюдаю, так что толку от них никакого. Спрашиваю у кондуктора, мол, где Топкапы-то? Кондуктор, мол, блин, забыл. Отвёл меня на другой автобус, который идёт обратно, и бесплатно отправил меня до Топкапы, сказав, чтобы водитель предупредил меня, когда оно будет. Я снова еду, еду и думаю, что этот водитель тоже забыл про Топкапы.
Рядом со мной едет немолодой мужик, я у него и спрашиваю, как мне попасть в Топкапы. Он мне начинает что-то рассказывать, я ни хрена не понимаю, это видно по моему лицу, и он подключает соседа, сосед тоже что-то объясняет, я тоже ни хрена не понимаю, он спрашивает, что мне в Топкапы надо-то? Я им говорю, Дворец Топкапы. Они догадываются, что я не местный, подключают стоящую рядом тётку, она мне сначала на турецком, потом на английском пытается что-то объяснить. Совместив английский и турецкий тексты, я делаю два вывода. Первый, надо бы подучить турецкий, прежде чем куда-то ехать, ну это я и так знал. Второй, надо было всё-таки ехать на трамвае. Их совместные указания сводятся к тому, что надо доехать до Лалели, сесть там на трамвай и проехать три остановки.
Перспектива доехать туда же, откуда я и приехал, меня мало радовала, тут я заметил что рядом блеснули трамвайные пути. Я вылез на остановке, со мной вышел один из объяснявших, показал мне, в какую сторону садиться на трамвай и пошёл по своим делам. Трамвай шёл в противоположную от Топкапы сторону. Оказывается, район Топкапы и Дворец Топкапы – две разные вещи, причём в путеводителе, по-моему, об этом говорилось. Действительно, надо было ехать на трамвае, и в нужное место я попал бы часа на два раньше. Тут я могу изобразить нормальную реакцию русского человека – сделать круглые глаза и сказать: «Ну, откуда ж я знал-то?»
![:)](http://static.diary.ru/picture/3.gif)
Жетон на один проезд на трамвае стоит 1,30YTL. На наши деньги это около 22 рублей. Круто, однако, у них там транспорт стоит. Мне было сказано выйти на остановке «Султанахмет», и на этот раз я решил послушаться. Вышел я прямо в какой-то сад, как оказалось позже, это парк, название я забыл. За парком я увидел минареты и купола мечети и двинул туда. Издалека я подсчитал, что минаретов шесть. Значит, это мечеть Султанахмет или Голубая мечеть. Сегодня, кстати, пятница, народ туда молиться идёт, поэтому стоит подумать, идти ли внутрь. Не дойдя до мечети, я вышел на территорию так называемого Ипподрома. Во времена Византии здесь был Ипподром.
Я не буду приводить здесь фотографии всяких туристических объектов, вы их можете найти в каталогах и путеводителях, причём, гораздо лучшего качества, и там про них грамотно рассказано. В общем, на Ипподроме стояло два обелиска, обломок Бронзовой Колонны и Немецкий Фонтан. По краям были расположены Музей Искусств, Ректорат чего-то, целиком одну сторону занимал забор, за которым был внутренний двор Голубой мечети.
Сначала я обошёл мечеть вокруг, потом, смотрю, туристы заходят (ну, всякие дебилы с фотоаппаратами, вряд ли это верующие), зашёл тоже. Обошёл внутренний двор мечети, это, в общем, сад со скамейками, там же краны есть для омовений. Потом я зашёл в самый внутренний двор мечети, это где по центру штуковина с кранами для омовений и всё вымощено каменными плитами. Сбоку туристы заходили внутрь мечети, снимая башмаки, но этого сделать я не рискнул, пофоткал внутренний двор и вышел оттуда. Слева от мечети, если смотреть с Ипподрома, я увидел розовую мечеть с четырьмя минаретами. «А, это какая-то маленькая мечеть с четырьмя минаретами, про которую написано в путеводителе», - подумал я. Между этими двумя мечетями был парк с клумбами.
Пока я гулял по этому парку, мне позвонил наш начальник, который первый день вышел из отпуска, и руководство сразу разрушило ему мозг на предмет, чего это у него подчинённые срываются посреди недели в Стамбул. Также он спрашивал, можно ли с понедельника отпускать второго админа в отпуск. Я сказал, что в понедельник буду, но он мне не поверил, потому что когда я в понедельник приехал, второй админ был не в отпуске.
Пообщавшись с начальником, я пошёл в розовую мечеть. Оказалось, это и есть Храм Святой Софии. Вход туда обошёлся в 10 YTL, но сходить туда стоило. Внутри я гулял, наверное, больше часа. Видел Плачущую Колонну, даже прокрутил там палец, благо, перед этим Надежда сказала мне, как это делается. В общем, рекомендую всем, кто планирует съездить, обязательно сюда сходить.
Выйдя из Собора, я прикупил себе тюбетейку за 5 YTL и спросил, где подземная цистерна Йеребатан. Мне показали, я пошёл в указанном направлении, успешно миновал цистерну, и пошёл дальше по улице. Путь мой проходил мимо кафе, официант меня окликнул, и я понял, что хочу жрать. Наученный путеводителем, я сразу попросил меню, и оно у меня оставалось до конца обеда. Никто у меня не пытался его вырвать, так что, может, это туристический район, и накалывать тут невыгодно, а может, это несколько лет назад практиковалось, а сейчас утратило смысл, не знаю. За 11 YTL я пожрал рис с мясом и овощами и запил всё это двумя чашками яблочного чая, причём чай мне обошёлся в 4 YTL. Как только я напился горячего чая, потекли сопли из носа (где взаимосвязь?). Потом официант показал мне вход в цистерну, я вернулся туда и за 10 YTL вошёл внутрь. Да, впечатление производит. Уходить я не торопился, гулял туда-сюда. Вот, блин, люди как устроены. Какой-то подвал с водой, которому несколько сотен лет, всё мокрое, холодно, сверху на голову вода капает, а их оттуда не выгонишь, и они ещё за это деньги платят. Хотя, всем рекомендую посещение
![:)](http://static.diary.ru/picture/3.gif)
Так как путеводителя у меня не было, я попробовал отправиться на поиски Малой Святой Софии, пошёл в правильном направлении и попал в настоящий Старый Стамбул. Узкие улочки, круто поднимающиеся вверх и тут же ныряющие вниз. Где-то вдалеке я периодически видел море, но до него так и не дошёл, потому что туристов никого, только редкие прохожие и кругом одни, эээ… местные жители, стрёмно, короче. Когда я уже подумал, что заблудился, из окна, рядом с которым я проходил заиграла песня Yıldız Tilbe. Песни у неё такие, как бы это сказать, национальные, поэтому другой бы тут вообще обосрался, а я ничего, как то даже успокоился малость и пошёл дальше. Как только я вылез на краешек Ипподрома, то понял, что заблудился в трёх соснах. Улочки, может, сильно петляют, влево-вправо-вверх-вниз, но все они короткие.
Постоянно зверски хотелось пить, и ничего не помогало, точнее, помогало, но ненадолго. Я купил очередную колу и присел на скамейку на Ипподроме, чтобы сообразить, куда идти дальше. Пойду, поищу Топкапы, отдохнув, подумал я. В конце концов, я из-за него сегодня сюда и приехал с утра. Перед поисками Топкапы я умудрился купить в местном магазинчике большую бутыль воды (1,5л) всего за 1 YTL, что гораздо выгоднее, чем кола (0,5л) за 4 YTL. Ещё я разжился пакетом, в который сложил свою бутыль, фотоаппарат и все приобретения. Топкапы оказался рядом, в процессе своих перемещений я неоднократно ходил мимо, и не обращал на него внимания. Сейчас было около пяти часов, и я думал, что музей Топкапы закрыт (а реально он работает аж до 19.00), поэтому я хотел его хотя бы найти, чтобы не переться в отель так рано.
Как мне было сказано, я пошёл по трамвайным путям и прошёл к воротам парка Гюльхане (Gülhane буквально «Дом Роз»). Далее я прошёл в сам парк, мне там понравилось, много тени, высокие деревья, цветы и мощёные дорожки. Гулял я там около часа, параллельно переписываясь СМСками с Турчанкой. Периодически со мной заговаривали местные жители, приходилось объяснять, что я пока не сильно владею языком, поэтому понимаю далеко не всё. Пройдя весь парк я стал подниматься наверх, где были знаменитые чайные сады Гюльхане. Это столики стоят над обрывом, там можно заказать бухло и жратву и созерцать вид на Босфор. Кроме того, там постоянно ветер с моря, так что прохладно даже в жару. Там я выпил колу за 3 YTL, полюбовался видом, там ещё музон прикольный играет, но всё-таки одиноко как-то мне стало. Некому, знаете ли, разделить со мной восхищение видом, колой и музоном. Забор Топкапы я видел, но вход в него так и не нашёл, поэтому отложил до это до завтра.
Парк Gülhane
![](http://static.diary.ru/userdir/1/9/6/0/1960480/82831399.jpg)
Вид на Босфор из Чайных Садов Гюльхане
![](http://static.diary.ru/userdir/1/9/6/0/1960480/82831392.jpg)
Выйдя из Гюльхане с другой стороны я пошёл пешком вдоль дороги. Какого хрена я туда попёрся, не знаю, но в итоге я вышел к вокзалу Сиркеджи. Там я заценил местные курабье (противное печенье, постоянно крошится), прикупил ручку и блокнот для подсчёта бабла и ведения путевых заметок. Постоянно, блин, забываю взять с собой из дома, и приходится покупать уже в поездке за валюту
![:(](http://static.diary.ru/picture/1146.gif)
В Лалели нужную улицу я нашёл довольно быстро, а вот отель оказалось найти проблематичнее, но через некоторое время я и с этим справился. Хотя, стрёмно, конечно. Вечер, кругом местные тусуются. А чего бы им, спрашивается, и не тусоваться? Они у себя дома, как-никак.
В номере я посмотрел телик перед сном, увидел клип Фунды Арар на песню «Benim için Üzülme», который произвёл на меня неизгладимое эротическое впечатление. После этого ночью мне несколько раз снилась Фунда Арар, с которой я вёл светские разговоры на турецком о природе, о погоде, о работе и вообще о жизни.
Поход в Музей ТопкапыПоход в Музей Топкапы
Снова я выполз к девяти из номера, стандартный завтрак, после которого я пошёл на трамвайную остановку. Наученный предыдущим опытом, путеводитель я на этот раз взял с собой. Дойдя до улицы Ordu Caddesi, на которой располагались трамвайные пути, я пошёл по ней до трамвайной остановки. Потом мне расхотелось ехать на трамвае, и я пошёл пешком дальше. По пути слева от меня я увидел большую мечеть, поднялся поближе и увидел Площадь Беязит. Мечеть тоже называлась Беязит. Также там находились ворота Стамбульского Университета и Музей Каллиграфии. Я перепутал, и думал, это музей ковров или типа того.
Вход туда стоил 3 YTL, но служитель впарил мне какую-то рекламку и содрал с меня 8. Я зашёл внутрь и стал смотреть. Музей маленький, там внутри под стеклом разложены Кораны ручной работы. Их переписывали от руки и украшали орнаментом. Также там были картины, представляющие собой надписи из Корана, украшенные орнаментом. Расстояние между строками было полинтервала, поэтому буквы в соседних строках частично перекрывались. Это сильно осложняло чтение, если отдельные буквы ещё можно было разобрать, то склеить их в слова уже не получалось. Также там были султанские тугры, написанные по тому же принципу.
Всё это время по музею я ходил один. Тут зашла иностранная пара и тоже стала смотреть. У меня мелькнула классная мысль подскочить к ним сейчас с безумными глазами и начать рассказывать что-то про Пророка Мухаммада и Первых Халифов, тыча в сторону картин. Но для этого во-первых, нужно было заранее подготовиться, а во-вторых, администрация музея могла выскочить и настучать мне по сопаткам, чтобы народ не смущал.
Выйдя из музея, я зашёл во внутренний двор мечети Беязит. Там ко мне подскочил мужик с вопросом: «Русский? Арабий?» Можно было сказать «Арабий» и потом наблюдать за тем, как он мне по-арабски будет впаривать путеводитель, но арабские числительные я подзабыл, поэтому сказал, что русский. Он мне сунул русский путеводитель: «25 лир… 15… 10…» Ну, за десять лир я взял, потому как скидку в 150% мне делают не каждый день. Вдобавок он мне подарил ещё карту Стамбула. В путеводителе русский язык оказался с ошибками, но всё понятно, по крайней мере, мне и много классных фоток зато.
Купив путеводитель, я решил убраться из мечети, пока ещё чего не случилось и, обогнув мечеть, попал на Книжный Рынок. Рыночек небольшой, там продаётся в основном литература для студентов, благо Университет в двух шагах. В основном мне бросилось в глаза почти полное отсутствие компьютерной литературы, зато обилие словарей и руководств по экзамену KPSS. Это такой экзамен по знанию страны, который даёт право работать в государственных структурах. Частью его является тест по английскому языку, который может служить плюсом при устройстве на работу в частные компании. Короче, в Турции туристический бизнес пользуется государственной поддержкой, и книжный ассортимент лучшее тому подтверждение.
С рынка я пошёл по улице дальше и внимание моё привлёк вход в большой каменный сарай. Это оказался знаменитый Крытый Рынок. Он круто разрекламирован в путеводителях, но большого впечатления он на меня не произвёл. Может, несколько лет назад, когда мы все были немножго другими… В общем, представьте себе Черкиз, только не с пластиковыми потолками вверху, а с узорчатыми каменными, вот и всё. Шмоток, правда, поменьше, побольше золота и украшений. Я нашёл там сабли и приценился. 100 и 150 баксов, но впечатления они на меня не произвели. Наверное, надо идти в специальный сабельный магазин и заказывать там. На офигительную саблю и цена будет офигительная. Никто там на меня не кидался, не предлагал ничего купить, а в путеводителе написано, что прямо вообще, порвут на части. Может, конечно, продавцы зажрались за несколько лет, а может, у меня вид был очень суровый, а может, я мужик, а может, в путеводителях сильно всё приукрашивают. Вышел я оттуда не через ту дверь, где зашёл, поэтому опять не знал, где я. Увидел вход в Бани Джаалоглу, но внутрь зайти не рискнул. В путеводителе обращается внимание, что мужчины и женщины там моются отдельно! Представляете, какая дикость в нашем цивилизованном мире!
![:-D](http://static.diary.ru/picture/1133.gif)
Дальше я вылез-таки снова на улицу Орду, увидел знакомые трамвайные пути и пошёл дальше. Справа от меня возник склеп какого-то султана. Во внутреннем дворе было кладбище. То, что это склеп, я понял только войдя внутрь. Султан и члены его семьи захоронены в больших сундуках, которыми заставлен весь склеп. Выйдя оттуда, я понял, что хватит шляться, сел на трамвай и доехал до Гюльхане. Глядя на карту в Путеводителе, я понял, где вход и пошёл туда. По дороге я видел вход в Монетный Двор, Музеи Керамики и Древнего Востока. Сфотографировал Церковь Святой Ирены, после чего купил билет в Дворец Топкапы. Стоит он 10 YTL. Билет в Гарем покупается отдельно на территории Дворца и стоит тоже 10 YTL. Перед посещением Дворца, я решил закупить дополнительную плёнку. 36-кадровый Кодак 400 обошёлся мне почти в 10 баксов, поэтому покупайте лучше дома перед поездкой. Заодно я сходил пожрал там же, где вчера, причём, снова меня не обманули, а даже сделали скидку.
Вопреки воплям Путеводителя про то, что Топкапы огромен, и на него нужен целый день, для осмотра достаточно двух-трёх часов, если, конечно, вы не собираетесь часами созерцать какой-нибудь экспонат. Я всё равно не сильно силён в антиквариате, поэтому окидывал взглядом экспонаты и шёл дальше. Основное время ушло на неспешные прогулки по территории. Надолго я застрял только в месте, где выставлялось оружие. Там были выставлены европейские мечи, три штуки. Сабли по сравнению с ними казались игрушками. Все мечи были немаленькие, но самый большой имел длину клинка 2,5 метра и рукоять 0,5 метра с солидным железной шайбой-противовесом на конце. Длина именно такая, я не преувеличиваю. Я так и не смог представить, как эту хрень можно было поднять, а потом ещё и драться. Также там были индийские мечи, чуть поменьше, конечно, но тоже немаленькие. Если бегло всё просмотреть, достаточно будет и получаса на весь музей. В Гарем я не пошёл, жалко было 10 лир, да и ждать надо было. Народ там чувствует себя как дома: устав от дневной жары, ложится и отдыхает в тени на скамейках.
С утра до текущего момента я потратил около 50 лир, хотя совершенно не думал этого делать, поэтому озаботился финансовым планированием, чтобы дотянуть до конца поездки и купить дисков и сувениры. Выходило, что для внесения полной ясности, мне нужно определиться с покупкой музыкального инструмента. Буду я его брать или нет, и если да, то сколько у меня останется денег, будет известно только после покупки. Поэтому закончив осмотр музея Топкапы, я рванул на улицу Истикляль. Пришёл я туда где-то в полшестого по местному. В тот самый магазин, куда заходил в четверг.
Инструмент называется bağlama. Дома такой не купишь, вот и приходится извращаться. Насмотревшись на изделия Крытого Рынка, я понял, что пришёл не в шарагу, а в серьёзный магазин, где продаются инструменты для профессиональных и не очень музыкантов. В ассортименте присутствовали bağlama стоимостью от 60 до 600 баксов. Хорошие начинались со 125. Вполне приличные были за 100. Для обучения более, чем достаточно. Чтобы не брать самую дешёвую, я решил взять за 100. Таковых оказалось три. Я попросил подобрать мне из них самую лучшую. Хозяин сказал, что сейчас сюда очень удачно придёт его друг – музыкант. Заодно и подберёт.
Друг поочерёдно настроил каждую из трёх, и на каждой поиграл. В итоге отобрал одну, самую звонкую, которую мне и порекомендовал. Как только они увидели, как я взял инструмент, до них дошло, что я левша. Надо перекинуть струны, сказали они мне. Будучи на их месте, я сказал бы, мол, приходите завтра, струны будут уже перекинуты. Поэтому они меня очень удивили, сказав, что всё сделают прямо сейчас. Друг уволок инструмент в подсобку, где около получаса возился, перебрасывая струны. Оно ему надо? После этого он заново настроил инструмент и отдал мне. К нему прилагался чехол, запасной комплект струн и несколько медиаторов. Всё как полагается, короче. Ещё я прикупил там за 10 баксов диск и книжку про то, как учиться играть. В итоге, когда я вышел оттуда, было около семи часов по местному. У меня оставалось всего 20 лир и баксы, а обменники были уже закрыты, да я и не нашёл ни одного, поэтому за 10 баксов я купил одну печёную кукурузу и получил сдачи целых 15 лир!
Поход на концерт Фунды АрарПоход на концерт Фунды Арар
Я хотел занести всё это в отель, после чего уже пойти на концерт, но когда дошёл до Площади Таксим, сожрал там кукурузу, и пошёл искать автобусную остановку, время уже было около восьми. Я понял, что не успею, и вся надежда теперь была на камеру хранения. На месте я оказался в начале девятого, народу там было гораздо больше, чем в прошлый раз, много молодёжи, рок-музыка, всё-таки, а может, потому что я подошёл позже, чем в четверг.
Около театра стояло несколько машин, в одной из них сидел парень, у которого я и спросил, куда могу положить своё барахло до момента окончания концерта. Он стал думать, где здесь камеры хранения, но тут подошёл мужик в дорогом костюме, хозяин машины, наверное. Парень спросил у него, мужик посмотрел на меня, видок у меня был тот ещё: в руках полный пакет барахла, за спиной турецкая гитара, зато в глазах фанатичное желание попасть на концерт. Выяснив, что я из Москвы припёрся специально на концерт а гитару купил только сегодня, он повеселел и сказал: «никого не слушай, иди на концерт прямо так, ни в какие камеры хранения ничего не сдавай, потеряют».
Так я и сделал. Охранник совершенно нейтрально отнёсся к гитаре, но пакет с барахлом сказал сдать на хранение. Отставил меня в сторону и продолжил проверять толпу, которая становилась всё больше. Я стоял и соображал, куда же я теперь пойду. Между тем, девочки, абсолютно не заботясь тем, что я не ещё не пропущен на концерт, вручили мне рекламные салфетки и какое-то печенье в упаковке. Они это всем зрителям выдают, так и на первом концерте было. Я ещё постоял, постоял, потом прошёл дальше прямо за спиной этого охранника, после чего специальные товарищи показали мне, где сесть.
На радостях я перепутал и сел на ряд выше. Через некоторое время рядом со мной сели две современные миниатюрные турецкие девчонки. Современные, потому что одеты в брюки и футболки, а миниатюрные из-за небольших размеров. Они спросили у меня билет и переместили на ряд ниже. Я попал между двумя парами. Справа постарше, слева помоложе. Вот, блин, думаю, если бы Турчанка была здесь! А так сижу как дурак.
Начался концерт и в белом коротком платье на сцену вышла Фунда Арар! После короткого приветствия началась песня «Karartma Günleri» и засверкали десятки экранчиков сотовых телефонов, которые мне было сверху хорошо видно. Народ фоткал Фунду Арар, несмотря на все запреты. Тут же я подумал, что классно я сижу наверху, потому что внизу было бы ну очень громко.
Из того, что Фунда спела, многих песен я не знал. Получается, за её творчеством я следил не так внимательно, как того хотелось бы. С другой стороны, она пела не только свои песни, а и других исполнителей тоже, поэтому все их знать я просто не мог. А зал пёрся и пел. Вот, что я смог запомнить:
Karartma Günleri
Sevda Yanığı
Skandal
Также она спела следующие песни, но я не помню, какими они были по счёту:
Karaya Vuran Gemiler
Alagül
Arapsaçı
Gurbet Kuşu
Benim İçin Üzülme
Yasak Elma
И ещё была какая-то известная песня на английском. Фунда гораздо чаще, чем Йылдыз поворачивала микрофон в зал, и зал пел. Что касается меня, то половины песен я не знал, поэтому то пел, а то молчал, как дурак. На фотоаппарате вспышка у меня не отключается, поэтому стоит щёлкнуть, как набежит охрана, меня повяжут и полконцерта я не досмотрю. Всё-таки один раз я решился, зажал эту сраную вспышку рукой, и щёлкнул. Никто не прибежал, но фотка тоже не получилась. После концерта я щёлкнул пустую сцену, результат тоже нулевой. Вывод: чтобы фоткать на таких концертах нужна соответствующая техника соответствующей стоимости
![:(](http://static.diary.ru/picture/1146.gif)
Но что расстраиваться из-за каких-то там фоток, если я (и не только я!) слышал вживую песни «Alagül», «Sevda Yanığı» и «Karaya Vuran Gemiler». Первые две из её предыдущих альбомов, и у меня было несколько лет, чтобы от них зафанатеть. Третья из нового альбома, но я уже успел пропереться от неё. Тридцать баксов, потраченные на билет, я заработаю буквально за месяц, а на следующий её концерт попаду неизвестно когда. Поэтому давайте выпьем за то, чтобы не жадничать и не тормозить, а использовать прекрасные возможности тут же, как только они предоставляются, потому что другого раза может и не быть. Хотя, как показывает практика, жизнь добра к людям и предоставляет им шанс до тех пор, пока они, наконец, не решатся им воспользоваться, и после этого тоже. Проблема в том, чтобы суметь увидеть этот шанс, а не думать, что под видом шанса кто-то пытается тебя наколоть. Но мы отвлеклись.
Спев всё, что она считала нужным, Фунда откланялась и ушла. В перерыве я стал сравнивать личные впечатления от Фунды и Yıldız. Одно дело слушать их песни на диске или смотреть клипы, и другое увидеть лично, пусть даже и на концерте.
Фунда Арар – красивая женщина и известная певица и ведёт себя соответствующе. У неё сильный оперный голос. Рок-музыка явление интернациональное, поэтому вам не придётся настраиваться на её стиль и так далее. Можно сразу включить и слушать. Концерт происходил по следующей схеме: она быстро рассказывает о следующей песне, народ догадывается, что за песня, она объявляет песню и поёт. Потом аплодисменты, она говорит спасибо и всё сначала. В конце она сказала спасибо, до свидания и быстро ушла. Зато она много раз разворачивала микрофон в зал, чтобы все пели.
Во внешности Yıldız нет ничего особо примечательного, она самая обычная девушка. Песенки у неё простенькие, даже где-то наивные, в основном про любовь. Тексты и музыку она пишет сама. Мне понадобилось полгода, чтобы почувствовать её стиль и понять, насколько красивы её песни. Может быть, у вас это получится сразу же, потому что поначалу турецкую музыку я себе представлял несколько по-другому и эти полгода понадобилось в основном, чтобы понять, что то, что я услышал и есть настоящая турецкая музыка и примириться с этим. Голос у неё с хрипотцой. Такие голоса поначалу кажутся слабыми, и только присмотревшись, понимаешь, что диапазон ого-го. Концерт проходил так: Yıldız шпарила песни без объявления одну за другой с минимальным перерывом, пока не устал голос. Чего их объявлять-то? И так все знают. В конце, когда основная масса песен была спета, Yıldız позволила себе небольшой монолог. Микрофон в зал она повернула всего один раз. Наверное, экономила время, чтобы спеть как можно больше песен, чтобы такие как я сполна получили то, за чем пришли.
Мне показалось, что Фунда держится на расстоянии, в то время как Yıldız подпускает к себе очень близко. Вы можете сказать: «Конечно, Yıldız была в 10 метрах от тебя, вот тебе и показалось близко, а другой раз ты сидел хрен знает где, вот Фунда и держала тебя на расстоянии
![:)](http://static.diary.ru/picture/3.gif)
В Yıldız есть какая-то детскость, что ли. Несмотря на свою известность, для себя она так и осталась «девочкой из Измира». Я решил так, когда увидел, как она махала ладошкой на прощание. Согласитесь, можно одеться нужным образом, и ты уже другой человек, но гораздо сложнее подделать свои жесты и движения. Именно поэтому жесты говорят о человеке гораздо больше, чем одежда. Может в этом и кроется феномен народной любви к Yıldız. Ну ладно, иногда мне бывает трудно выражать свои мысли словами.
После Фунды на сцену вышел Kıraç. В основном меня интересуют турецкие певицы, как правило, молодые и красивые, поэтому я думал, что ничего из его песен не знаю. Ан нет! Периодически я просматривал видеосборники турецких клипов, и выяснилось, что половину из того, что он спел, я уже слышал. Народ подпевал, и я тоже подпевал! Прикольно, да? На последних песнях я уже зверски хотел спать. Надо лошадиное здоровье, чтобы отработать целый день, а потом ещё на концертах до часу тусоваться.
Дисков на этот раз не продавали, на такси я тоже сел не сразу, потому что Лалели это близко, а все хотят сорвать банк. В итоге такси мне обошлось в 25 YTL, и в номер я зашёл в два часа по местному.
С этого момента поход на концерт Фунды Арар можно официально считать состоявшимся.
Последний день в СтамбулеПоследний день в Стамбуле
На следующее утро я еле встал. Из номера выполз к завтраку около девяти. После завтрака была мысль пойти завалиться спать. А чего, в самом деле? Все свои задачи я выполнил, торопиться больше некуда. Денег, опять же, не так много осталось. Но я подумал, что Надежда этого не поймёт. Поэтому решил прокатиться по Босфору на корабле, как она советовала. Взял путеводитель и пошёл осматривать Стамбул дальше.
Так как денег оставалось мало, я передвигался пешком. По трамвайным путям дошёл до остановки Султанахмет, и от Ипподрома пошёл искать Маленькую Святую Софию (Küçük Aya Sofya). Для этого пришлось идти вниз по улочкам, где я один раз уже заблудился. Снова мало прохожих, но кругом много отелей, как-то же туристы тут ходят, не боятся. В итоге я добрался до забора, за которым был храм. За забором была стройка. То ли его реставрируют, то ли стройка перед храмом. Вправо был проход в какой-то сад, может, нужно было идти через него, но я повернул обратно и решил зайти с той стороны. В итоге я вышел на побережье Мраморного моря, а София с этой стороны была отделена от меня забором и железной дорогой.
Поскольку было жарко, дальше лазить у меня не было никакого желания, поэтому я сфоткал то, что было видно. С этой стороны забор тоже был не современной постройки. Кирпичная кладка хрен знает какого века. Перебравшись через большое шоссе, идущее вдоль побережья, я добрался до набережной. Сфоткал маяк, потусовался на побережье и решил двигать отсюда дальше. Снова перешёл шоссе, подошёл к автобусной остановке, а там на каждой остановке карта и отмечено, где текущая остановка. Судя по карте, если идти по набережной, можно прийти на вокзал Сиркеджи в район Эминёню, и я двинул вдоль дороги.
Маяк в Мраморном море
![](http://static.diary.ru/userdir/1/9/6/0/1960480/82831417.jpg)
Прикольное получилось путешествие. С одной стороны дорога, с другой древние стены кирпичной кладки, идущие то впритирку, то поодаль. Это как раз те самые стены, которые видно из Чайных Садов Гюльхане. Набережная с Мраморного моря завернула в Босфор, и я пришёл к этим самым Чайным Садам. Зверски хотелось пить, поэтому я пошёл в один из них. Яблочного чая у них не было, зато был обычный за 5 лир. Фига себе, подумал я, сейчас принесут этот тюльпанчик, его бульк и нету, а дорого-то как. На наши деньги около 85 рублей. Мне принесли поднос с розеткой сахара и здоровенной бадьёй кипятка, на которой вместо крышки был заварочный чайник.
Освоив хитрости приготовления чая из этого набора, я целый час сидел там и дул чай. Даже попросил официанта меня сфоткать. Я подумал, когда кипяток закончится, согласно русской традиции нужно будет выпить всю заварку и сожрать весь сахар. Но заварка кончилась одновременно с кипятком, а сахара осталось тоже не так много. Отдохнувший, я пошёл на Истикляль, закупать сувениры.
Турция серьёзная страна с основательным подходом к жизни. У них есть, чему поучиться. Если верить Путеводителю, где описано, что было несколько лет назад и что сейчас, результат поражает. Скажем так, если бы большее, чем сейчас, число наших товарищей вкалывало, как они, результат тоже проявился бы. Это я по себе сужу. Короче, не надо думать, что мы это «О!», а они «Фу!». Зная наш менталитет, сразу скажу: не надо также думать, что мы это «Фу!», а они «О!». Тяжело научиться уважать одну страну, не обсирая другую, но это возможно, и оно того стоит. Эффект проявится сразу же. Да, у нас сейчас есть некоторые минусы, но в целом, есть, чем гордиться. Потихоньку эти минусы достанут нас настолько, что мы их один за другим ликвидируем, и тогда чётче выступят плюсы. Не стоит опускать руки только потому что кто-то сказал «Всё плохо». Странно, правда, что такие креативные мысли пришли ко мне не на Родине, а в Турции, но не столь важно, где именно они пришли, главное это сам факт их появления. Надо почаще посещать Турцию!
![:)](http://static.diary.ru/picture/3.gif)
В целях экономии бабла я снова дошёл пешком от Гюльхане до вокзала Сиркеджи, постоял у причала, думая, прокатиться мне по Босфору или нет. Но сейчас мне уже лень было выяснять подробности посадки на нужный корабль, поэтому я забил, и пошёл по мосту Ункапаны до Каракёя. До сих пор от Каракёя до Истикляль я добирался исключительно при помощи вагончика. В этот раз я решил пройти пешком. Направление решил держать на Галатскую башню. Через некоторое время я добрался до этой башни, сфоткал её, потом прошёл по Истикляль, купил дисков, листовой яблочный чай и лукум, который потом оказался инжиром. После этого побывал в католической церкви Святого Антония Пандуанского. Фоткать там можно было только снаружи. Хотел найти ресторан «Режанс», полазил вокруг этой церкви, потом мне это надоело. Фиг с ним, с рестораном, потом как-нибудь найду. У меня оставался ещё билет на автобус, купленный раньше, поэтому от Площади Таксим я решил доехать на автобусе до отеля. Обратно тому, как я ехал сюда из отеля в первый день. Автобусная система у них интересная. Водитель стоит на конечной остановке и ждёт, пока наберётся народ. Одних автобусов больше, других меньше, поэтому ждать можно долго. Как только народ набирается, он едет. На промежуточных остановках всё происходит быстро, поэтому надо успеть выйти. Мне было легко узнать свою, во-первых, она под мостом, во-вторых, выходить надо как только проедем Акведук. Это бывший римский водопровод.
Галатская Башня
![](http://static.diary.ru/userdir/1/9/6/0/1960480/82831396.jpg)
Мост Unkapanı. Вид сбоку
![](http://static.diary.ru/userdir/1/9/6/0/1960480/82831423.jpg)
По пути к отелю я кинул монетку в фонтан. Автобус должен был быть в 22:00, поэтому я ещё умудрился поспать пару часов перед отъездом, после чего под включённый телик собрался и выполз в холл. Там уже сидела пара тёток – наши челноки. Как только они узнали, что я приезжал специально на концерт, у них, как и обещала Надежда, глаза стали круглыми. Знай наших! Не всё ж нам торговать
![:)](http://static.diary.ru/picture/3.gif)
На регистрации в аэропорту передо мной стояла пара. Русская девчонка колхозного типа и с ней молодой парень турок. Пьяный вдрызг. У него в руках была бутылка воды, он её несколько раз ронял. Девчонка на него наезжает постоянно по-английски, причём слова произносит абсолютно по-русски, не заботясь об английском произношении и прочей херне. Мне его даже жалко стало. Чего он к ней прилип? С другой стороны, сам виноват. Я живо вспомнил разговор в самолёте по пути сюда и у меня родился тост. Давайте выпьем за то, чтобы все русские бляди уехали из России заграницу, а остались только нормальные, и тогда нам, русским мужикам будет классно. Мне это показалось очень смешно, и я стоял за этой парой и ржал, и ведь не скажешь никому
![:)](http://static.diary.ru/picture/3.gif)
После указанного случая в аэропорту, когда я видел всё своими глазами, я стал более нейтрально относиться к фактам встречи наших девчонок с турецкими парнями. Не надо думать, что все наши девушки, типа, несчастные жертвы хитрых турков. Они сами знают, что делают и ещё неизвестно, кто попал. Но не будем о грустном.
На посадке в самолёт я снова встретился с тем же турком, с которым летел туда. Он сказал, что удачно съездил, рассказал всем про меня, и ещё попал на свадьбу. А я ответил, что наврал на работе, что еду на свадьбу. Мы посмеялись. Стоило мне с ним в полёте побольше поболтать, обменяться телефонами, и я бы привёз на работу фотографию свадьбы. Не подкопаешься!
![:)](http://static.diary.ru/picture/3.gif)
В нашем аэропорту таможенник спросил меня, с какой целью я летал в Турцию. Я ответил, что с туристической. А то долго объяснять. В зал ожидания я вышел около пяти утра, пошёл в кафе, заказал за 120 рублей чайник, которого едва хватило на две чашки. Здравствуй, моя хмурая Родина!
Чтой-то много получилось. Впрочем, всё читать необязательно, можно выборочно. А можно просто картинки посмотреть
![:)](http://static.diary.ru/picture/3.gif)
12.08.2006
@темы: великие стратег.проекты