Совсем я, видно, с катушек съехал - вон о чём задумался. Навеяно просмотром Одиссея, кстати. Первая мысляДык вот, во времена Одиссея люди верили, что Богов много. Ну там, у каждой реки, рощи был свой маленький бог. Или дух. В общем, что-то такое, что может надавать по шее, если не учитывать его интересы. И люди учитывали, как могли. В некоторые рощи нельзя было заходить, в некоторых озёрах нельзя было купаться и так далее. Конечно, были и большие боги, чьи интересы надо тем более было учитывать. Забавно, что и сейчас есть леса, куда нельзя ходить и озёра, где нельзя купаться. Правда, уже по другим причинам. Я имею в виду всякие заповедники, а также могильники химических отходов/минные поля. Ну, смысл в том, что результат один. Как тогда, так и сейчас были некоторые ограничения. Но есть разница. Тогда человек чувствовал себя на земле если не гостем, то одним из соседей по коммуналке. Особо не выпендривался и вёл себя так, чтобы не обидеть того или другого Бога. А Богов было много, в том числе и незнакомых, тем более, надо было вести себя осторожно: не вылавливать рыбу сверх необходимого, а то в следующий раз ничего не поймается. На охоте опять же не валить всех подряд, а только чтобы хватило поесть.
При этом каждый Бог отвечал за свою сферу влияния и (по мнению людей) зримо проявлялся в этом мире через дела: Посейдон волновал море, Бог Ветров насылал ветер, Богиня Земли насылала землетрясения или не давала урожай. Поэтому ни у кого не возникало сомнений в существовании такой кучи Богов. То есть, одного какого-то может не быть, но всех сразу не быть не может. Боги служили регулятором поведения человека.
Что сделал человек. Первым делом он сказал, что на самом деле существует один Бог. А всё остальное это фикция. Конечно, против кучи Богов ему было выступать ссыкотно: если люди vs Боги это стенка на стенку, то один человек против кучи Богов понятно что без шансов. А когда Бог всего один, даже очень крутой, это уже не куча, сами понимаете. В примитивном человеческом сознании одного всё-таки одолеть легче, чем кучу. Также Бог стал отвечать сразу за всё. И за воду и за землю и за болезни. И стало непонятно, то ли оно само по себе, то ли это всё Бог контролирует. Короче, он стал сразу везде и в итоге нигде. Человек стал потихоньку наглеть. Некоторые стали выдавать такие идеи, что может Бога вообще нет. Но не все оказались такие передовые, идея всемирного распространения пока не получила, поэтому эти некоторые включили заднюю и сказали. мол, ладно, ладно, есть ваш Бог, успокойтесь. Но, в сознание широких масс эта идея уже была привнесена, и они запомнили это как вариант, что, мол, может Бога-то и нет, а мы тут как дураки заповеди соблюдаем.
Короче, вера слабела. С одной стороны, это хорошо, так как были, конечно, всякие дурацкие запреты и предрассудки, которые людям мешали жить. С другой стороны, человек, осознав свою безнаказанность, борзел всё больше и больше и сейчас продолжает: засирает всё, что только можно - воду, воздух, космос и вообще экологию. Вырубает леса и вообще охуел. Потому что знает, что Бог ему за это ничего не сделает. Вот. Думается мне, что раньше, когда Богов было много - человек всё-таки зассал бы так себя вести. Один Бог не ёбнет, второй обязательно ёбнет! Это была первая мысля.
Вторая мысля Теперь вторая мысля. Внимание, вопрос: а существует ли Бог? Поскольку ответ будет сильно зависеть от того, что понимается под словом "Бог", неплохо бы для начала определиться с терминологией . А потом уже строить гипотезы. Ну вот, например, мы можем попытаться пойти по аналогии, что если есть всякие живые существа меньше человека, более просто устроенные (потому что, ну, автоматически, Бог должен быть больше и сильнее человека - намного больше и намного сильнее. Вот они, примитивные наши представления ) Ну вот, т.к. существуют живые существа меньше человека и более просто устроенные, ну всякие там бактерии и одноклеточные, потом это всё усложняется, доходит до человека, ну и дальше, мы знаем, есть живые существа больше и сильнее человека, и, по логике, должны существовать больше, сильнее и умнее. Только не в наших широтах . И чем они больше в размерах, тем их количественно меньше, ну и где-то там на вершине сам Бог. Больше, сильнее и умнее всех. Размером он ого-го, а количественно всего один. Ну или несколько. На всю уже теперь Вселенную (а не Землю), думаю, это нормально. Вот такое, типа, доказательство существования - по аналогии.
Но аналогия ведётся на примере живых существ. А мы можем спросить - а живое ли Бог существо? Что за вопрос? Конечно! Он же разумный - создал весь мир и человека заодно. А разумный, значит, живой. С другой стороны, совсем недавно появились компьютеры - вроде разумные, но не живые. Пока что, разумность у них хромает, ну так прошло всего несколько десятилетий, для эволюции это тьфу! А может быть понятие живого/неживого не может быть применено к категории Бога? В общем, хрен знает. Чем дальше в лес, тем больше дров.
Далее, если Бог существует, обязательно ли он такой, каким мы его себе представляем? Ответ на этот вопрос - скорее нет. Потому что представлений может быть бесконечное количество, а реальное воплощение одно. И чтобы прям мы представили, и оно так бы в реальности и оказалось - это крайне маловероятно.
Если Бог существует, думает ли он о людях? Эээ, скорее нет. К тому же, думать можно по-разному. Ну вот, например, у нас в желудке живут какие-то там бактерии. Часто ли мы о них "думаем"? Но в то же время заинтересованы, чтобы им было хорошо. Стараемся не жрать всякое дерьмо. Но бывает, всё же сожрём. Бактерии все передохли, нам херово, значит ли это, что мы их наказали за что-то? Или что мы о них не "думали", не "заботились"? Это о том, что внутри нас и как бы непосредственно на нас влияет. А уж про то, что вовне... ну вот, часто ли мы задумываемся о муравьях? Которые в лесу или в парке. В целом, если задуматься, мы заинтересованы в том, чтобы эти муравьи были в парке, но если вдруг парк протравят пестицидами, или мы там шли по дорожке, наступили на муравья - это ж не потому, что мы хотели специально их извести.
Вполне возможно, что в данный момент Бог работает над следующей версией человека или на другом конце Вселенной пытается гравитацию настроить, чтобы галактики разбегались не слишком быстро. Понятное дело, что он не будет отвлекаться на молитву какого-нибудь колхозника о выздоровлении коровы или типа того.
С другой стороны, Он мог оставить какие-нибудь механизмы для того, чтобы если, например, человек, да и вообще, любое живое существо чего-то сильно хочет, то это сбывалось бы. Ну, чтоб самому не отвлекаться по пустякам. Ну или заместителей своих каких-то поставить. Мы ж в любой конторе генерального не беспокоим по любому поводу, большинство вопросов обычно решают подчинённые, и только если дело совсем важное, тогда уже да.
С другой стороны, можно зайти с другой стороны. Например, вот, что, если каждая мысль материализуется в специальном мире мыслей. Токо представил себе какого-нибудь бога, он хоп, там появился. А если много людей его представит, то он станет там больше и сильнее. И главное, будет более или менее соответствовать представлениям большинства людей. Будет выслушивать их молитвы и пытаться как-то на них отреагировать. Но это, ИМХО, как-то слишком нематериалистично.
О природе Божественного
Совсем я, видно, с катушек съехал - вон о чём задумался. Навеяно просмотром Одиссея, кстати. Первая мысля
Вторая мысля
Вторая мысля